Театральная география Яна Воробьева
14 ноября 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра Колесника и из архивов ТАТД и «Молодого коммунара»
Артист Тульского академического театра драмы Ян Воробьев отметил
Крик из оркестровой ямы
Ян работает в тульском театре с 2014 года, однако немногие знают, что он — наш земляк. Детство и юность провел в Новомосковске — и именно с этим городом связан его первый театральный опыт.
— Знакомые моих родителей работали в Новомосковском драматическом театре. Они искали мальчика для участия в одном из спектаклей, а мне было как раз девять лет, я подходил,— вспоминает Воробьев.— В театре оркестровая яма была затянута сеткой, и меня постоянно предупреждали, чтобы я к ней не подходил — вдруг упаду? На репетициях помнил об этом и не подходил, а на премьере, видимо, слишком увлекся… В этой сцене я должен был кричать «Пожар, люди, пожар!». Кричу — вдруг наступаю на сетку, падаю в оркестровую яму, за
В Новомосковске Воробьев стал заниматься в театре поэзии и публицистики «Маски», которым руководил Анатолий Евсеевич Полянкин (сегодня — известный в стране театральный продюсер и менеджер, директор театра «Сатирикон»). Ян отправился на службу в армию, а Полянкина пригласили в Стерлитамак руководить театром. Антон Евсеевич написал Воробьеву и предложил ему после армии работу в своей труппе.
Ян работал и заочно учился в Екатеринбургском государственном театральном институте. Так началась его артистическая карьера.
«Меч», «Глухарь» и «Солдаты»
— Я приехал в Стерлитамак в 1988 году. Перестроечное время: то, что раньше запрещали, теперь можно было ставить, можно было экспериментировать,— рассказывает Ян Евгеньевич.— Я сыграл множество интересных ролей — в спектаклях «Кабанчик» по пьесе Виктора Розова, «Сказка про Монику» Гедрюса Купрявичуса. Помню нашу версию «Ромео и Джульетты»: артисты — в современных костюмах, музыка —
Ян рассказывает о театрах, в которых ему довелось поработать. География впечатляет: после Стерлитамака —
В 2007 году Ян и Светлана приехали в Москву, разослали актерские резюме по киностудиям. И — неожиданно для них самих — оказались весьма востребованными.
— Меня стали приглашать в самые разные проекты — разве я мог
В фильмографии Воробьева — около 50 названий. Преимущественно — телевизионные сериалы. Среди них — «Жизнь и судьба» Сергея Урсулюка, «Любовь в большом городе», «Следственный комитет», «Солдаты», «На всех широтах», «Меч», «Глухарь», «Шаповалов» и многие другие. Семь лет Ян жил в столице и кочевал по съемочным площадкам.
Театральные проекты тоже случались — но разовые. Однажды Воробьев встретился со знакомым режиссером Владимиром Ветрогоновым, который в тот момент возглавлял труппу Тульского академического театра драмы. Ветрогонов пригласил Яна на работу в тульский театр, и он согласился…
Главное — это общение
— Каждому актеру нужен театр,— убежден Ян Евгеньевич.— Это особая профессия, для которой очень важен ежедневный тренинг. В театре ты должен быть готов к любой роли, к любой экстремальной ситуации — например, к замене спектакля или срочному вводу. А еще театр воспитывает. Мне приходилось работать в разных труппах, каждый раз встраиваться в эту систему, и это неоценимый опыт. Самое главное — возможность общения. Ведь человек умнеет не оттого, что много читает, а оттого, что общается с интересными и разными людьми…
На вопрос, какая драматургия ему ближе, Ян в первую очередь называет Чехова и Островского. Затем Вампилова — его для себя артист открыл позже. Конечно, классика, но не только. Из современных авторов — например, братья Пресняковы.
— Я ни в коем случае не против современной драматургии,— подчеркивает Воробьев.— На фестивале новой драмы в Челябинске, в частности, присутствовал на показах и читках очень интересных и талантливых пьес молодых авторов. Только
Театр может и должен быть разным, открытым любому эксперименту. Пусть даже провокативным, как это было в некоторых работах бывшего художественного руководителя Тульского академического театра драмы Гарольда Стрелкова. Но когда из него уходит общение актера со зрителем, когда он не затрагивает человеческую душу, то, на мой взгляд, перестает быть театром…