Суббота 08 февраля
Связаться с редакцией

Театральная география Яна Воробьева

Назад

14 ноября 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра Колесника и из архивов ТАТД и «Молодого коммунара»

Артист Тульского академического театра драмы Ян Воробьев отметил 50-летний юбилей. Ян Евгеньевич служит в ТАТД всего три года, но тульские зрители успели оценить и полюбить его яркие и запоминающиеся работы.

Крик из оркестровой ямы

Яшка-Буксир («Белая акация»), Роберт Краузе («Тетки в законе»), Свирид Петрович Голохвостый («За двумя зайцами»), роли в спектаклях «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии», «Как управлять мужчиной (Лисистрата) «, „Призраки Эллады“, „Дальше будет новый день“… Ян Воробьев свободно чувствует себя в любом материале, при этом в характерных ролях он особенно органичен и обаятелен. Впрочем, сам Ян Евгеньевич понятие „актерское амплуа“ считает весьма условным. По-настоящему хороший профессиональный артист — универсален, считает он.

Ян работает в тульском театре с 2014 года, однако немногие знают, что он — наш земляк. Детство и юность провел в Новомосковске — и именно с этим городом связан его первый театральный опыт.

— Знакомые моих родителей работали в Новомосковском драматическом театре. Они искали мальчика для участия в одном из спектаклей, а мне было как раз девять лет, я подходил,— вспоминает Воробьев.— В театре оркестровая яма была затянута сеткой, и меня постоянно предупреждали, чтобы я к ней не подходил — вдруг упаду? На репетициях помнил об этом и не подходил, а на премьере, видимо, слишком увлекся… В этой сцене я должен был кричать «Пожар, люди, пожар!». Кричу — вдруг наступаю на сетку, падаю в оркестровую яму, за что-то цепляюсь. При этом продолжаю кричать «Пожар!». Все были в шоке, включая зрителей, а артисты бросились меня из ямы вытаскивать…

В Новомосковске Воробьев стал заниматься в театре поэзии и публицистики «Маски», которым руководил Анатолий Евсеевич Полянкин (сегодня — известный в стране театральный продюсер и менеджер, директор театра «Сатирикон»). Ян отправился на службу в армию, а Полянкина пригласили в Стерлитамак руководить театром. Антон Евсеевич написал Воробьеву и предложил ему после армии работу в своей труппе.

Ян работал и заочно учился в Екатеринбургском государственном театральном институте. Так началась его артистическая карьера.

«Меч», «Глухарь» и «Солдаты»

— Я приехал в Стерлитамак в 1988 году. Перестроечное время: то, что раньше запрещали, теперь можно было ставить, можно было экспериментировать,— рассказывает Ян Евгеньевич.— Я сыграл множество интересных ролей — в спектаклях «Кабанчик» по пьесе Виктора Розова, «Сказка про Монику» Гедрюса Купрявичуса. Помню нашу версию «Ромео и Джульетты»: артисты — в современных костюмах, музыка — рок-композиции, которые мы писали сами. Модерновый получился спектакль, в стилистике того времени…

Ян рассказывает о театрах, в которых ему довелось поработать. География впечатляет: после Стерлитамака — Улан-Удэ, Златоуст, Кемерово, некоторое время — Москва. Вместе с женой, также актрисой Светланой Закировой, Ян переезжал из города в город. Для российских артистов — типичная судьба: найти своего режиссера, свой театр, в котором ты мог бы раскрыться и реализоваться, не так-то просто.

В 2007 году Ян и Светлана приехали в Москву, разослали актерские резюме по киностудиям. И — неожиданно для них самих — оказались весьма востребованными.

— Меня стали приглашать в самые разные проекты — разве я мог когда-нибудь подумать, что буду сниматься, например, с Игорем Костолевским в сериале «Шпионские игры»? — говорит Ян Воробьев.

В фильмографии Воробьева — около 50 названий. Преимущественно — телевизионные сериалы. Среди них — «Жизнь и судьба» Сергея Урсулюка, «Любовь в большом городе», «Следственный комитет», «Солдаты», «На всех широтах», «Меч», «Глухарь», «Шаповалов» и многие другие. Семь лет Ян жил в столице и кочевал по съемочным площадкам.

Театральные проекты тоже случались — но разовые. Однажды Воробьев встретился со знакомым режиссером Владимиром Ветрогоновым, который в тот момент возглавлял труппу Тульского академического театра драмы. Ветрогонов пригласил Яна на работу в тульский театр, и он согласился…

Главное — это общение

— Каждому актеру нужен театр,— убежден Ян Евгеньевич.— Это особая профессия, для которой очень важен ежедневный тренинг. В театре ты должен быть готов к любой роли, к любой экстремальной ситуации — например, к замене спектакля или срочному вводу. А еще театр воспитывает. Мне приходилось работать в разных труппах, каждый раз встраиваться в эту систему, и это неоценимый опыт. Самое главное — возможность общения. Ведь человек умнеет не оттого, что много читает, а оттого, что общается с интересными и разными людьми…

На вопрос, какая драматургия ему ближе, Ян в первую очередь называет Чехова и Островского. Затем Вампилова — его для себя артист открыл позже. Конечно, классика, но не только. Из современных авторов — например, братья Пресняковы.

— Я ни в коем случае не против современной драматургии,— подчеркивает Воробьев.— На фестивале новой драмы в Челябинске, в частности, присутствовал на показах и читках очень интересных и талантливых пьес молодых авторов. Только почему-то о них мало кто знает. Сегодня в центре общественного внимания — скандальные авторы и скандальные спектакли, и вот это мне не нравится.

Театр может и должен быть разным, открытым любому эксперименту. Пусть даже провокативным, как это было в некоторых работах бывшего художественного руководителя Тульского академического театра драмы Гарольда Стрелкова. Но когда из него уходит общение актера со зрителем, когда он не затрагивает человеческую душу, то, на мой взгляд, перестает быть театром…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных