Все жанры, кроме скучного
10 октября 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра Колесника и из архива Тульского ТЮЗа
Тульский театр юного зрителя открыл очередной сезон премьерой — спектаклем «Королевство кривых зеркал» по
Любовь, дружба, взаимовыручка
«Королевство» вернулось на сцену Тульского ТЮЗа в третий раз. В первом спектакле, поставленном еще в советские времена, действие происходило, как ни странно это звучит, в Китае. Это был период непростых отношений с Поднебесной, и авторы спектакля, видимо, решили, что если отрицательные герои, злые властители Королевства кривых зеркал, эксплуатируют простых людей, заставляя их работать на рисовых полях, то это актуально.
Вторая тюзовская версия сказки, поставленная в «нулевых», была уже не столько политизирована, она, кстати, пользовалась огромной популярностью и у юных туляков, и у их родителей — особенно тех, кто помнил замечательный фильм
Художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств РФ Владимир Шинкарев объясняет, почему он решил вновь вернуться к этому материалу.
— Поставить «Королевство кривых зеркал» попросили наши распространители билетов — они прекрасно знают вкусы тульского зрителя: сказка хорошая, и название привлекает. Я взял книгу, решил перечитать — и изумился: Губарев написал ее в 1951 году, но она настолько современна! Нет, в этой постановке нет никакой политики — политизированные спектакли никогда не делал и не буду делать. Но тема гражданственности есть — и чтобы о ней говорить, не обязательно «повязывать» главным героям пионерские галстуки. Наше новое «Королевство» — о храбрости, о любви, о дружбе и взаимовыручке. А еще — о внутреннем конфликте, который присутствует внутри каждого человека. Попадая в Королевство кривых зеркал, Оля (ее играет Евгения Назарова) встречается со своим искаженным отражением Яло (Татьяна Зырянова). Вот и каждый из нас знает, что в нем есть и доброе, и злое, и мы постоянно делаем выбор — как поступить, чтобы потом не было стыдно…
«Я тебя прощаю»
По словам Владимира Степановича, новый спектакль получился зрелищным: в нем есть танцы, песни, бои, видеоряд, театральные эффекты. Иначе нельзя: в ТЮЗе могут существовать все жанры, кроме скучного. Иначе юные зрители вместо того, чтобы смотреть на сцену, уткнутся в свои гаджеты — и больше никогда не вернутся в театр, так и не поняв его магии.
Стихи для зонгов к спектаклю написала режиссер и заведующая музыкальной частью Тульского академического театра драмы Лариса Козлова. Завораживающие, фантасмагорические костюмы в стиле модной у молодежи неоготики созданы по эскизам
— После премьеры к Денису подошла мама с дочкой и сказала, что девочка
На вопрос, трудно ли найти качественный современный драматургический материал для постановки в театре юного зрителя, Владимир Степанович отвечает: «Сказать „сложно“ — это не сказать ничего».
— Каждый квартал нам присылают дайджест новых пьес — но в них нет ничего, что могло бы быть интересно нашим зрителям,— признается он.— Проблемы, которые в них затрагиваются — либо слишком мелкие, либо это банальная конъюнктура. То есть надо написать пьесу про вред наркотиков — вот вам про наркотики… Но это не затрагивает ни мыслей, ни чувств. Езжу в Москву, в театр «Школа современной пьесы» на читки и показы, но то, что там вижу,— тоже скучно. Дети в театре не должны скучать…
Красные Шапочки в Голубом фойе
О творческих планах на сезон Владимир Шинкарев предпочитает пока не рассказывать — считает плохой приметой. Единственное, о чем нам стало известно: в театре будет работать новая — малая — сцена. На юбилей Тульский ТЮЗ получил подарок от губернатора Алексея Дюмина — сертификат на приобретение аппаратуры. Оборудование закуплено и установлено в Голубом фойе: спектакли здесь уже идут — постановка «Три Красные Шапочки в красных тапочках» по пьесе М. Новакова сделана специально для этого формата. И еще: к Новому году театр готовит новый спектакль — «#Новогодний кругосвет».
В начале октября артисты Тульского ТЮЗа вернулись с гастролей, которые проходили в Тольятти. Наш театр стал участником масштабного проекта Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли для детей и молодежи», цель которого — объединить детские театры Москвы,
— Гастроли прошли с большим успехом — принимали нас прекрасно,— рассказывает Владимир Шинкарев.— Что мне особенно понравилось — программа «Школа — театр — семья», которая действует в Тольятти. После каждого спектакля дети остаются вместе с учителями и родителями — для того, чтобы обсудить с артистами увиденное. Нам тоже задавали вопросы, и мы были удивлены, насколько хорошо эти ребята чувствуют и понимают театр — они уже опытные и образованные зрители. Хочется, чтобы подобного рода программа заработала и в нашей области…