Древние техники оживают в ружьях
06 октября 2017 00:00
Автор: Тамара ГОЛОВИНА
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
тульских охотничьих, изготавливаемых очень маленькими партиями или вовсе штучно, либо в подарочных вариантах уникальными мастерами — гравёрами, резчиками, осадчиками, сборщиками… Людьми, у которых, без преувеличения, руки золотые.
— Охотничьих ружей, традиционных для нашего предприятия, выпускается немного, около 800 штук в год,— говорит генеральный директор ПАО «ТОЗ» И. Н. Курилов.— В основном в художественном исполнении, как и охотничьи ножи. Производство, скорее,— дань традициям, высокому профессионализму
ТОЗ, первый государственный оружейный завод, чтит традиции и обычаи, хранит и продолжает их. Поэтому наряду с развитием новых направлений мы всегда будем поддерживать производство охотничьих ружей, историческая и художественная значимость которых для Тулы и страны велика…
Известно, что их всегда отличает вместе с точностью стрельбы и долговечностью службы изящество и филигранность отделки, особая изысканность в исполнении сюжетных линий, превращающих изделие в произведение искусства. А особенности мастерства гравёров и резчиков по дереву делают каждое ружье неповторимым. В тесной связке с
Оружейный цех, который на протяжении многих лет доказывает непреложность этой истины, остается верен себе и в отношении кадрового состава. Коллектив небольшой, но высокопрофессиональный, здесь каждый уважает талант, опыт и мастерство коллег. О многих мастерах можно сказать, что они люди творческие, талантливые и что руки у них золотые. Их ремесло неповторимо и, к счастью, неиссякаемо.
В 1960 году на базе технологической лаборатории отдела главного технолога был создан экспериментальный цех. Именно в нем тогда изготавливались образцы новых моделей охотничьего оружия
Много имен, вписанных в славную летопись ТОЗа, связано с этим цехом. Например, в начале этого столетия подарочные и штучные ружья, которыми гордятся охотники и коллекционеры —
Более 35 лет здесь работает
Мастерство гравёра, воплощаемое в четкости сюжетов, увековечиваемых в металле, со всечками вязи золотых и серебряных нитей, по словам отца и сына,— дело их жизни. И в это трудно не поверить, поскольку если старший Афанасьев, всегда любивший рисовать и придумывать сюжеты, определился с профессией с юности, то младший, получив высшее юридическое образование, пришел к любимому делу уже в достаточно зрелом возрасте. Но тем не менее и он на заводе — уже 15 лет. И считает, что работа настолько его захватила, настолько ему интересны техники искусства гравёра, что никакая другая профессия и не нужна.
— У нас особая техника. Например, по работе с золотом,— говорит старший Афанасьев.— Ею сейчас мало кто владеет. Смотрите,— показывает он на затворную коробку ружья,— золото легло в металл навечно, оно не осыплется, не вспучится в результате выстрелов, сколько бы их ни производилось. Техника старинная, золотой фон в сюжете — это конфарение, очень редкий метод, тонкая ручная работа. Сейчас же всё больше в ходу гальванические методы нанесения рисунка. А конфарение — искусство. На Западе от него отказались, поскольку золотой фон осыпается при нагреве ствола, при большом количестве выстрелов. А у нас ружья служат многим поколениям. Метод изобрели для украшения, когда пороха были еще дымными, а давление внутри ствола небольшим. Сейчас пороха бездымные и давление высокое, но мы умеем нанести рисунок как должно. Штрихуем насечками металл в разные стороны, создавая золотую сетку, которая, как более мягкий материал, намертво впечатывается в более прочное и твердое железо. Тонкая работа, кропотливая, тщательная. Но оно того стоит! И мы владеем не только этой уникальной в наши дни техникой. А завод — нам уже давно родной, без него себя не мыслим…
О своем деле, техниках все гравёры, резчики, осадчики, сборщики говорят с гордостью, с огромной любовью.
— Заказы выполняем серьезные, ружья делаем высокохудожественные,— говорит он…
— А сюжеты? Сами придумываете?
— Скорее развиваем тему, обозначенную гравёрами. Такова оружейная технология в изготовлении изделий художественного исполнения. Металл и дерево должны вести рассказ в едином духе, быть сюжетно созвучны,— поясняет А. Тезяев.
В правоте его слов несложно убедиться — любуюсь изысканным по художественному исполнению ружьем, над которым еще работают мастера (смотри снимок). Кстати, все без исключения рабочие оружейного цеха считают себя продолжателями династий ТОЗа…
И все говорили нам, журналистам, о том, как им хочется, чтобы традиционные для ТОЗа производства и профессии жили и развивались наряду с новыми и прорывными. И о том, чтобы не рвалась цепочка мастерства гравёров, резчиков, сборщиков… Учить молодых и талантливых ребят здесь, согласно традициям, всегда готовы. Творческие люди, воспитанные в духе взаимопомощи, конечно, поделятся опытом и умениями, во многом уникальными, с теми, кто не чужд искусству и горит желанием проявить себя в деле.
Ножи, ружья в художественном исполнении — всегда эксклюзив и всегда будут востребованы, поскольку красота и изысканность притягивают знатоков и ценителей тульского охотничьего оружия, занимающего на протяжении веков лидирующие позиции в мире…