Рынок уходит в прошлое, но мечтает о будущем
08 августа 2017 00:01
Автор: Влад КОРОЛЕВ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
«Какой, на хрен, сертификат?»
А раньше в ярмарочную атмосферу «толкучки» человек погружался уже на улице Каминского, с обеих сторон плотно заставленной палатками. Сегодня здесь пустынно, вместо рабочих с тележками, пробегающих с криком «Дааарожжкууу!», – аккуратно припаркованные автомобили. У входа на территорию центрального рынка мужчина играет на гармошке, рядом – пакет для денег. Единственное, что напоминает о прошлом, – автомат с газировкой, немного покоцанный, но рабочий.Рынок почти обезлюдел – на территории мало и покупателей, и торговцев. Впрочем, кое-что не изменится, наверное, никогда. Как и раньше, у входа женщины торгуют пуховыми платками и солнцезащитными очками – в любое время года и любую погоду… В глаза бросается выгоревшая на солнце надпись на одном из павильонов: «Центральный рынок будущего», чуть правее, желтым на синем – «Туалет».
Поворачиваем направо. Раньше здесь стояли «клетки», набитые одеждой, горками лежали джинсы на любой вкус. Теперь пустырь. Китайские торговцы не знают, чем себя занять, от скуки играют в какую-то свою национальную игру. Я, похоже, за весь день единственный, кого занесло в эту часть рынка. Продавцы мгновенно вспоминают свои зазывальные речевки – они несутся со всех сторон.
На пути к прилавкам с овощами и фруктами встречается одинокая цыганка. Даже не предлагает погадать – молча протягивает руку. Я отрицательно качаю головой, она что-то бормочет себе под нос и уходит.
- Здравствуйте! Откуда помидоры, огурчики? – спрашиваю торговку овощами.
- Помидоры – Ростов, огурцы – Тула. Вас что-то конкретное интересует?
- А документы можно на ваш товар? Сертификат соответствия, заключение лаборатории…
- Какой, на хрен, сертификат? Я водкой, что ль, торгую?! Есть из лаборатории документы – ты купи сначала, потом покажу…
- Сначала документы! - настаиваю я
Женщина начинает на меня кричать. Ее сосед по прилавку с любопытством наблюдает за нами из-за горок помидоров и черешни. Документы не показали.
Весь урожай – с одной грядки
Товар у всех продавцов – абсолютно одинаковый, и от ассортимента овощных отделов тульских супермаркетов практически не отличается. Точно с одной грядки урожай. А зачем тогда на рынок идти?- Здесь выбор больше и дешевле. Понимаете, на рынке покупать вкусно, а в гипермаркете – нет, - объясняет одна из покупательниц, Тамара Ивановна.
- Но у некоторых продавцов нет документов на товар…
- Знаете, я не приучена к этим сертификатам. Всю жизнь жили без них. В Советском Союзе понятия не имели о сертификатах… Да, раньше ассортимент был другой. Но, наверное, это привычка – увидел, понравилось, понюхал, пощупал, попробовал… В магазине ведь пробовать не разрешают. А еще на рынке есть «свои» продавцы, с ними можно поторговаться…
В молочном павильоне душно. За прилавком – две женщины. Предлагают попробовать творог, протягивая небольшие комочки на кончике ножа.
- Спасибо, нет. У вас молоко свое или перекупаете?
- Мы своим исключительно торгуем.
- Творог – 450 рублей килограмм, дороговато…
- Дороговато? А вы посчитайте. За день торговли платим 350 рублей за место, плюс проба с каждой чашки в лаборатории стоит 45 рублей. У нас почти не бывает, чтобы не продали. У нас свои как покупали, так и ходЮт… А новые клиенты идут под открытые ряды, там подешевле…Говорят, там фермеры. А зачем вам всё это? - спрашивает одна из женщин.
- Я журналист, пишу материал.
- Ой, щас фотографировать будете… Хотя нам, кроме вил с навозом, терять нечего, пусть щелкает… Вы сходите еще на ряды, там Васька-фермер…
250 рублей за метр
«Васька-фермер», или Василий Васильевич, – смуглый мужчина в камуфляжном костюме. На его рабочем месте аккуратно разложен товар: творог завернут в ткань, рядом в пакетах – несколько сортов сыра.- У вас действительно фермерские продукты?
- Почти, у меня личное подсобное хозяйство, десять коров. Есть все документы… - уверенно отвечает Василий.
- А можно взглянуть?
- Конечно! - мужчина достает из старой потрепанной барсетки заключение экспертизы с сегодняшней датой, сертификаты… - У меня все продукты хранятся в холодильнике, всё свежее. Люди начинают только сейчас понимать: в магазинах не то. Приходят к нам и становятся постоянными покупателями.
- Фермерство не в убыток?
- Ну, как сказать. Чтобы всё это наработать, нужно года два-три. Раньше нанимал рабочих. Сейчас стараюсь обойтись своими силами – у нас семейный подряд, так сказать. Из наемных – только доярка…
Фермерские места продавцам обходятся дешевле, чем, скажем, частникам в молочном павильоне: 250 рублей в день за метр прилавка. А с бабушек, торгующих зеленью и ягодой со своего огорода – они обычно на рынок приходят по будням, – вовсе не берут денег. Однако, несмотря на попытки простимулировать отечественного производителя, рыночные прилавки пока не ломятся от свежих, качественных, недорогих местных продуктов. Да и бабушки тонко чувствуют конъюнктуру – они давно не рвутся на рынок, предпочитают торговать у супермаркетов, где поток покупателей заметно гуще.
- Фермерские ряды мы создали в этом году при поддержке регионального министерства сельского хозяйства, - поясняет директор Тульского центрального рынка Александр Степин. - Владельцы личных подсобных хозяйств и фермеры были очень рады. Тем более что первые три месяца не нужно было платить за место, а продукцию фермеров всячески рекламировали. Сейчас они оплачивают рабочее место, но гораздо меньше, чем другие продавцы.
Но дальше оптимизм директора иссякает.
- К сожалению, сейчас в области фермеров мало – в рядах стоят всего пара человек, торгующих молочной продукцией и мясом, - продолжает А. Степин. - Конечно, и цены у фермеров высокие, те же огурцы по сравнению с оптовиками в полтора раза дороже. А хотелось бы сделать рынок таким, как раньше: частники из бочек продают соленья, кругом фермеры со своими продуктами… Это непросто, но мы будем стараться…
Интересно, как?