Подвиг лесника

Назад

23 июня 2017 00:00

 0
Память

Автор: Дмитрий Овчинников

В 1619 году костромской крестьянин Иван Сусанин  вместо того,чтобы показать дорогу к селу, где прятался будущий царь Михаил Фёдорович Романов, завел польско-литовский отряд в болото. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны совершали похожие подвиги. Среди них – дубенский лесник Андрей Семенович Храпков.

Фашистское задание

К началу войны Храпкову было уже 62 года. Он родился в деревне Ивановка (сегодня – Дубенский район Тульской области), прошел русско-японскую и Первую мировую войны, дослужился до унтер-офицера, был награжден Георгиевским крестом, воевал на гражданской. Боевые раны дали о себе знать – получил инвалидность второй группы. Стал работать лесником на лесоучастке в Дубенском лесничестве. Жил с семьей в лесной сторожке недалеко от родной деревни. Проводил двух своих сыновей на Великую Отечественную…
В начале ноября 1941 года Дубенский район был оккупирован фашистами. Но в лесных окрестностях Дубны немцев, кроме отдельных партизанских вылазок, постоянно кто-то массированно и профессионально обстреливал. Как впоследствии узнали оккупанты, это могли быть отдельные части 4-й кавалерийской дивизии, которая в начале октября 1941 года попала в окружение в районе Вязьмы.
В это же время Храпкова неожиданно вызвали в немецкую комендатуру в Дубне. Там  его встретил назначенный фашистами местный глава К. В. Зеленов, который до войны работал в Дубенской школе завучем и преподавал немецкий язык. Скорее всего, именно он и рекомендовал немцам лесника. Зеленов доставил Андрея Семеновича к главному коменданту и перевел его приказ – в кратчайший срок найти в окружающих лесах, которые Храпков должен хорошо знать, остатки кавалерийской дивизии и доложить в комендатуру об их местонахождении. За выполнение – наградят, за неисполнение – повесят. Чтобы лесника не задерживали немецкие солдаты, ему был выдан специальный пропуск для беспрепятственного передвижения по оккупированной территории Дубенского района.

Рискованный план

Не один день Андрею Семеновичу пришлось ходить по лесным массивам, где он ориентировался очень хорошо. Однажды Храпков вышел на лесную дорогу и увидел ужасную картину: на обочине валялись перевернутые повозки, убитые лошади, простреленные мешки с мукой, фуражом и сахаром, трупы немецких солдат, припорошенные снегом. Бывалый лесник сразу понял, что здесь шел большой немецкий обоз, а на него напали наши солдаты. Взглядом опытного охотника Андрей Семенович изучил следы на снегу, по ним-то он и вышел на поляну, где стояли наши кавалеристы.
Конечно, вначале лесника, как и положено, обыскали – и нашли тот самый немецкий пропуск, за что хотели тут же расстрелять как предателя. Но Храпков нашел нужные слова, всё объяснил командирам и предложил свой план – вывести наших солдат из окружения на территорию, занятую частями Красной Армии. Операция была очень рискованной: надо было передвигаться перед самым носом противника. В итоге красноармейцы всё же поверили Храпкову и согласились.
В ночь с 9 на 10 ноября 1941 года наши бойцы в сопровождении отважного лесника прошли по составленному им маршруту почти 20 километров через урочище Овечья губа в сторону села Протасово. В конце пути, несмотря на темноту и усталость, пожилой Храпков вызвался сходить в ближайшую деревню Михино – чтобы уточнить, где находятся немцы, а где – части наших войск. Опять красноармейцы поверили ему, что не сдаст, не приведет немцев. Андрей Семенович оправдал их доверие и вернулся с важными сведениями.
Далее кавалеристы вместе с лесником продвигались к селу Алешня, где базировалась 31-я кавалерийская дивизия под командованием полковника М. Д. Борисова. По пути они попали под авиабомбардировку, в результате которой три бойца были ранены, а четыре лошади убиты. Наконец-то окруженцы вышли к своим…

Заслуженная награда

В военных документах значится: «Благодаря чуткого отношения и как патриота родины со стороны тов. Храпкова, оказавшего помощь дивизии, как проводника, дивизия вышла из окружения, имея в своем составе 74 человека старших и средних командиров, 451 человек бойцов и младшего комсостава, 96 лошадей, при личном оружии всего состава».
Полковой комиссар Н. А. Мозжечков подарил при прощании Храпкову одного из дивизионных коней, на котором тот отправился обратно. Но в одном из проезжаемых им сел местные жители рассказали Андрею Семеновичу, что немцы объявили его в розыск для публичной казни и обещали вознаграждение тем, кто что-либо сообщит о нем. А также что в их село приезжали полицаи из русских и везде искали лесника. Была и хорошая весть: его родственникам удалось скрыться. Храпкову пришлось около месяца скитаться по лесам, благо провиантом его обеспечили кавалеристы. А во второй половине декабря Дубенский район был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков, и Андрей Семенович вернулся домой.
Весной 1942 года героического лесника вызвали в Тулу, в обком партии, где торжественно зачитали приказ войскам Западного фронта от 20 марта 1942 года № 0307 о его награждении орденом Ленина за «совершённый подвиг со стороны тов. Храпкова в оказании помощи частям  4 кавдивизии во время выхода из окружения, рискуя собственной жизнью» и вручили заслуженную награду.
Вскоре Андрей Семенович ушел на пенсию… В 1965 году он скончался. Но еще при его жизни ребята из туристического клуба «Родина» при Дубенской средней школе под руководством заслуженного учителя школы РСФСР, преподавателя географии П.В. Полякова неоднократно прошли по маршруту легендарного лесника, а в честь 50-летия Победы установили памятник на его могиле

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных