Самая лучшая профессия
16 июня 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александр КОЛЕСНИК
Приемное отделение Тульской областной
Одежду на вешалку — и в чехол
— Каждый, кто переступает порог больницы, испытывает чувство тревоги, страха, растерянности — это естественно,— говорит заведующая приемным отделением ТОКБ Людмила Осокина.— Мы это понимаем и делаем всё от нас зависящее, чтобы пациенты успокоились, не нервничали: разговариваем с ними, стараемся успокоить…
Людмила Ивановна родилась в Ясногорске. Ее мама работала
— У меня не было сомнений в выборе профессии,— признаётся Осокина.— Окончила Первый московский мединститут им. Сеченова в 1982 году и приехала работать в Тулу. Мне предложили специализироваться в реаниматологии, и я согласилась. 8 лет работала в реанимационном отделении, потом некоторое время совмещала реанимацию с должностью заведующей отделением переливания крови. А в 1993 году приняла предложение возглавить приемное отделение…
В реанимации Людмила Ивановна приобрела неоценимый опыт, который ей сегодня помогает при приеме экстренных больных. В таких ситуациях требуется мгновенно оценить состояние пациента и просчитать план действий: что делать в первую очередь, что во вторую и так далее. Иногда счет идет на секунды, и от того, насколько быстро врач примет решение, зависит жизнь больного.
Приемное отделение ТОКБ одновременно работает и с плановыми, и с экстренными пациентами. С больными, приезжающими на плановую госпитализацию, конечно, проще. Обычно они поступают после обследования, с диагнозом и медицинской документацией. Их надо зарегистрировать, оформить, взять анализы и проводить в соответствующее отделение. Конечно, люди приходят разные. Они, понятное дело, волнуются, и от этого иногда ведут себя странно.
— Был один пациент — наши девочки его оформили, взяли анализы и повели в помещение, где больные переодеваются, оставляют верхнюю одежду и упаковывают ее в специальные чехлы,— рассказывает Людмила Ивановна.— Ему говорят: «Раздевайтесь, одежду на вешалку — и в чехол». Потом заходят и видят: одежда аккуратно висит на вешалке, а в чехол залез сам пациент. Конечно, смеялись: осталось веревочкой перевязать — и в камеру хранения…
Диагностика и первая помощь
В сутки приемное отделение ТОКБ может обслужить до сотни плановых больных. Здесь стараются так распределить потоки и организовать работу, чтобы люди не сидели подолгу в очереди. Но не всегда получается: плановым пациентам всё же приходится ждать, если в отделение на «скорой» привозят больного в тяжелом состоянии, нуждающегося в срочной помощи.
— Наша больница работает как региональный сосудистый центр, поэтому мы часто имеем дело с инсультами и инфарктами. Кроме того, ТОКБ включена в дорожную карту травматизма — так что людей, серьезно пострадавших в авариях, тоже отправляют к нам,— подчеркивает Людмила Ивановна.— Приемное отделение экстренных больных принимает круглосуточно, у нас есть оборудование, чтобы провести экстренную диагностику, в том числе — компьютерный томограф. Оказываем первую помощь, если возникает необходимость, можем сделать дефибрилляцию сердца и интубацию трахеи. В штате отделения есть
Разработанный несколько лет назад алгоритм действий при поступлении экстренных больных доказал свою эффективность. Если «скорая» привозит в ТОКБ, скажем, пострадавшего в ДТП, его не перекладывают с носилок на каталку для того, чтобы на лифте отправить в травматологию или на рентген. Тут же, в приемном отделении, делают компьютерную томографию, если надо, вызывают дежурного травматолога или нейрохирурга.
— Сегодня мы располагаем таким оборудованием, о котором раньше могли только мечтать,— говорит Людмила Осокина.— Усовершенствовалось всё, даже кардиограф — сейчас для того, чтобы снять ЭКГ, достаточно просто нажать кнопочку. Благодаря современным технологиям у нас появились новые возможности для спасения больных при инсульте. Привозят пациента — тут же отправляем его на РКТ, смотрим, какой именно инсульт — кровоизлияние или ишемический, это важно, ведь для каждого требуется своя тактика лечения. Инфаркты тоже бывают разные, при некоторых необходимо хирургическое вмешательство. Если мы понимаем, что сталкиваемся именно с таким случаем, отправляем пациента сразу в хирургию, минуя кардиологию…
«Не бейте моего мужа!»
По словам Людмилы Ивановны, важнейшую роль в современной медицине играет так называемая маршрутизация пациентов. Наглядный пример — дорожная карта травматизма при ДТП. Медики приезжают на «скорой» на место происшествия, оценивают состояние пострадавших — и решают, в какое лечебное учреждение их отправить. Тяжелых привозят в областную больницу.
Людмила Ивановна вспоминает о самых страшных случаях, с которыми ей приходилось сталкиваться:
—
Врач, работающий в приемном отделении, обязан в любой ситуации владеть собой. Здесь особенно важны профессионализм, выдержка, быстрота реакции, а еще — талант и интуиция.
— Однажды на «скорой» к нам привезли мужчину,— рассказывает Людмила Ивановна.— Смотрю пленку с ЭКГ и вижу тревожный симптом, и пульс у больного крайне замедленный. Думаю: не пришлось бы делать дефибрилляцию — и захожу в смотровой кабинет. Пациент — в кресле, рядом стоят его жена и фельдшер. Тут вдруг мужчина начинает заваливаться, и я понимаю, что мы не успеваем подключить дефибрилляционный аппарат. Разбегаюсь — и с размаху бью его кулаком в грудину. Ведь дефибрилляция — этот тот же удар, только током. Жена пациента кричит: «Не бейте моего мужа!» А он приходит в себя, поднимает голову и спрашивает: «Что это было?» Потом пациента отвезли в кардиологию, а жена приходила извиняться и благодарить…
Благодарность пациентов?
— Нет, нас часто благодарят, но для меня не это главное,— улыбается Людмила Осокина.— Главное — ощущение, что ты помогаешь пациенту. Поверьте, у нас самая лучшая профессия! …