Призраки оперы
26 мая 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александр КОЛЕСНИК
На малой сцене Тульского академического театра драмы состоялась премьера оперы В. Д. Поленова.
Известный художник Василий Дмитриевич Поленов был не только страстным меломаном, но и сам писал музыку — романсы, духовные произведения. Среди его опусов есть и большие формы — оратория и опера «Призраки Эллады». На создание оперы Поленова вдохновила дружба и совместная работа с промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Тот держал частную оперу, для которой Поленов писал декорации и эскизы костюмов.
Поленова и Мамонтова объединяла идея «создания мира, истинно прекрасного». Василий Дмитриевич высшее воплощение красоты и гармонии видел в античной культуре. И поместил героев своей оперы, написанной по либретто Мамонтова, в Древнюю Грецию. В основе ее сюжета — рассказ о скульпторе Агесандре, создавшем скульптуру богини Афродиты с чертами своей возлюбленной Данаэ, и за это осужденном на изгнание.
Постановка «Призраков Эллады» — совместный проект ТАТД и
Ларисе Козловой пришлось делать инструментовку заново — для музыкальной группы ТАТД. А заодно адаптировать вокальные партии, ведь они были изначально написаны для профессиональных вокалистов.
Спектакль, жанр которого определен как «лирические сцены из античного мира», идёт всего 45 минут. Артисты поют, но чаще — декламируют текст под музыку. На сцене — две пары героев. Трагическая — жрица Данаэ (Инна Медведева) и Агесандр (Юрий Богородицкий). И комическая — пастух Ивик (Ян Воробьев) и помощница жрицы Эйрена (Марина Борисова). В действе участвуют мужской и женский хоры, как и полагается в античном театре.
У спектакля две главные проблемы. Причины первой в том, что сама опера Поленова — произведение несовершенное, но оно вполне подходит для любительского или домашнего театра. Этот материал трудно играть всерьез — а именно это время от времени пытаются делать тульские артисты,— и на профессиональной сцене его можно представить разве что в виде стилизации или мягкой пародии. Вторая проблема — недостаточность вокальных исполнительских ресурсов. И дело даже не в сложности партий — ничего особенного в них нет, просто артисты не владеют (да они и не обязаны) оперной стилистикой. В результате спектакль смахивает то на оперетку, то на
Идея поставить оперу Поленова — сама по себе интересна, однако непонятно, почему это нельзя было сделать силами Тульской филармонии, где работают профессиональные музыканты. Или объединить для этого проекта филармонических и драматических артистов.