Четверг 12 декабря
Связаться с редакцией

Призраки оперы

Назад

26 мая 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

На малой сцене Тульского академического театра драмы состоялась премьера оперы В. Д. Поленова.

Известный художник Василий Дмитриевич Поленов был не только страстным меломаном, но и сам писал музыку — романсы, духовные произведения. Среди его опусов есть и большие формы — оратория и опера «Призраки Эллады». На создание оперы Поленова вдохновила дружба и совместная работа с промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Тот держал частную оперу, для которой Поленов писал декорации и эскизы костюмов.

Поленова и Мамонтова объединяла идея «создания мира, истинно прекрасного». Василий Дмитриевич высшее воплощение красоты и гармонии видел в античной культуре. И поместил героев своей оперы, написанной по либретто Мамонтова, в Древнюю Грецию. В основе ее сюжета — рассказ о скульпторе Агесандре, создавшем скульптуру богини Афродиты с чертами своей возлюбленной Данаэ, и за это осужденном на изгнание.

Постановка «Призраков Эллады» — совместный проект ТАТД и музея-усадьбы В. Д. Поленова. Перед создателем спектакля, режиссером и заведующей музыкальной частью театра Ларисой Козловой стояла сложнейшая задача. Опера за всю ее историю исполнялась всего три раза, причем не на театральных сценах: живые картины «Афродита» в декорациях Поленова и на его музыку были представлены на Всероссийском съезде художников в 1894 году, а затем в 1906-м ее поставили музыканты-любители и студенты в Большом зале Московской консерватории. Была еще одна постановка в 1915-м на сцене Народного дома в Тарусе. Разумеется, любительская. Пять лет назад концертную версию оперы показали артисты Воронежской филармонии. Воронежцы сами делали оркестровку, ведь до наших дней сохранился лишь клавир «Призраков Эллады».

Ларисе Козловой пришлось делать инструментовку заново — для музыкальной группы ТАТД. А заодно адаптировать вокальные партии, ведь они были изначально написаны для профессиональных вокалистов.

Спектакль, жанр которого определен как «лирические сцены из античного мира», идёт всего 45 минут. Артисты поют, но чаще — декламируют текст под музыку. На сцене — две пары героев. Трагическая — жрица Данаэ (Инна Медведева) и Агесандр (Юрий Богородицкий). И комическая — пастух Ивик (Ян Воробьев) и помощница жрицы Эйрена (Марина Борисова). В действе участвуют мужской и женский хоры, как и полагается в античном театре.

У спектакля две главные проблемы. Причины первой в том, что сама опера Поленова — произведение несовершенное, но оно вполне подходит для любительского или домашнего театра. Этот материал трудно играть всерьез — а именно это время от времени пытаются делать тульские артисты,— и на профессиональной сцене его можно представить разве что в виде стилизации или мягкой пародии. Вторая проблема — недостаточность вокальных исполнительских ресурсов. И дело даже не в сложности партий — ничего особенного в них нет, просто артисты не владеют (да они и не обязаны) оперной стилистикой. В результате спектакль смахивает то на оперетку, то на рок-оперу советского образца.

Идея поставить оперу Поленова — сама по себе интересна, однако непонятно, почему это нельзя было сделать силами Тульской филармонии, где работают профессиональные музыканты. Или объединить для этого проекта филармонических и драматических артистов.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных