Новый старый автовокзал: безопасность и комфорт
26 мая 2017 00:00
Автор: записала Ирина СКИБИНСКАЯ
Зданию Тульского автовокзала, расположенного на проспекте Ленина, 94, предстоит серьезная реконструкция: оно было построено 60 лет назад и за эти годы морально устарело. О том, как будет выглядеть обновленный автовокзал и почему его необходимо оставить на прежнем месте, «Молодой коммунар» беседует с автором проекта реконструкции, известным в Туле архитектором Андреем Клепановым.
Транспортная доступность — весомый аргумент
— Автовокзал был построен в 1957 году по проекту талантливого тульского архитектора, представителя питерской школы Ивана Порфирьевича Грызлова,— рассказывает Андрей Клепанов.— Именно Грызлов подарил городу сталинский ампир: по его проектам строился жилой дом с детской областной библиотекой на углу улицы Первомайской и проспекта Ленина,
Транспортная доступность — весомый аргумент. Еще одно важное обстоятельство: вся транспортная структура Тулы, включающая автобусные, троллейбусные, трамвайные маршруты, строилась с учетом местоположения автовокзала. И сегодня от Тульского автовокзала легко добраться на общественном транспорте в любую точку города.
Однако не менее важно, что люди, приезжающие в Тулу, сразу попадают в центр города, знакомятся с ним, видят один из главных его памятников.
— Это «намоленное» место,— считает Клепанов.— Оно сложилось исторически — и продолжает работать. Это чувствуют и понимают люди…
Очень важно, что после реконструкции автовокзал будет работать с той же нагрузкой, что и до нее. Сегодня максимальный пассажирооборот Тульского автовокзала — шесть тысяч человек в день, он таковым и останется. Так что горожане могут не опасаться постоянной толкучки на площади у «Трех штыков». И тем более — ухудшения экологической обстановки: количество рейсов увеличивать не планируется, к тому же современные автобусы в этом смысле практически безопасны.
Андрей Львович признаётся, что при разработке проекта реконструкции старался максимально сохранить аутентичный архитектурный облик здания, возведенного по проекту Грызлова. Несмотря на то, что в
Видеокамеры и рамки на входе
Пристройки (два этажа над землей и один этаж подземный) присутствуют и в этом проекте, справа и слева от основного здания,— но они выполнены в «грызловском» стиле, поэтому будут выглядеть органично. Еще одна новация: у переднего фасада появится выносная стеклянная галерея с арочками, здесь разместятся аптека, газетный киоск, ларечки с товарами, которые могут понадобиться пассажирам.
— В нашей стране действуют нормы по проектированию автовокзалов, они тщательно прописаны, и мы их обязаны соблюдать,— поясняет Андрей Львович.— Присутствие кафе, аптек, магазинчиков с сопутствующими товарами — одно из требований. При этом автовокзал должен стать доступным для маломобильных групп населения, и если со стороны улицы Смидович мы предусмотрели подъемник, то со стороны пр. Ленина сделаем пандус с оптимальным градусом наклона. А у здания — высокий цоколь… Выносная стеклянная галерея поможет решить ряд технологических проблем, возникающих при выполнении всех требований,— и в то же время принципиально не изменит архитектурный облик автовокзала…
Создание в Тульском автовокзале доступной среды — одно из важнейших современных требований. В здании появятся не только пандусы и подъемники, здесь будут оборудованы специальные туалеты для инвалидов, удобные места в залах ожидания, лифт на второй этаж.
Новое здание станет комфортным для всех. Кроме залов ожидания на первом и втором этажах, на автовокзале откроется комната матери и ребенка. Количество билетных касс будет достаточным, чтобы люди не томились в очередях. Надежных камер хранения, по расчетам, также должно хватить всем желающим.
Комнаты отдыха предусмотрены не только для пассажиров — но и для водителей, что очень важно, ведь это вопрос безопасности. Планируется расширить зону центральной диспетчерской, которая будет координировать движение, не только имеющее непосредственное отношение к Тульскому автовокзалу, но и на всех автостанциях области.
Безопасности в самом широком понимании этого слова в проекте уделено особое внимание: видеонаблюдение по всему периметру здания, рамки на входе, пост сотрудников полиции. Отдельно стоящая модульная котельная. Электроснабжение от двух источников: если одна подстанция вдруг перестанет работать, тут же автоматически подключится другая. Конечно, современная пожарная сигнализация и система воздухообмена.
Перроны, парковки
Площадка со стороны фасада, расположенного по улице Смидович, тоже изменится. Перроны будут защищены навесами на случай дождя или снега. Кроме того, предусмотрена система водоотведения, оборудованная локальными очистными сооружениями. А это значит, что в городскую ливневку потечет вода без бензина и масел. Здесь всё продумано, в том числе — парковка для легковых автомобилей, так что туляки, встречающие родных и друзей, могут не беспокоиться о том, куда пристроить свою машину.
— Раньше самые жесткие требования в сфере транспорта, и по безопасности, и по комфорту, предъявлялись к аэровокзалам — мы все помним, как они отличались от железнодорожных и автовокзалов,— говорит Андрей Клепанов.— Сегодня строгие требования распространяются на все виды транспортных узлов. В любой стране автовокзал — это особое место со своей инфраструктурой, с круглосуточно работающими магазинами и точками общепита. Хочется, чтобы и у Тулы был такой же — комфортный, уютный и красивый…
Проект реконструкции автовокзала разработан по заказу ООО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций», именно эта организация будет проводить работы. Они начнутся в ближайшие месяцы и, по предварительным расчетам, продлятся около двух лет.
Место, где сегодня располагается Тульский автовокзал, удобно для всех, к тому же на нем построена вся городская логистика. Кроме того, лишившись старого автовокзала, Тула потеряет частичку своего уникального образа, а такие потери невосполнимы.