Дети и деньги
12 мая 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: uznaiki.ru
Очередная новация в российской системе образования: в школьную программу введут еще одну обязательную дисциплину — основы финансовой грамотности. Значит ли это, что наши дети наконец научатся правильно относиться к деньгам?
Просто надо меньше тратить
Курс «Основы финансовой грамотности» планируется не ограничивать рамками школы, он будет сквозным, то есть изучаться на всех уровнях образования: от детского сада до вуза. Соответствующее соглашение подписали руководители Минобрнауки РФ и Центрального банка РФ, пишет «Учительская газета».
— Мы исходим из того, что современный человек должен обладать всеми знаниями и практическими навыками для разных жизненных ситуаций, когда он приобретает финансовые услуги. Граждане должны понимать, какие здесь есть риски и возможности,— подчеркнула глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Предполагается, что специалисты ЦБ и Минфина будут патронировать этот курс, остается надеяться, что он не превратится в профанацию. А повышать финансовую грамотность и детей, и взрослых в нашей стране действительно нужно. Граждане берут кредиты, не задумываясь, смогут ли по ним платить, подписывают договоры и финансовые документы, не читая их до конца,— и в результате тратят лишние деньги и накапливают долги.
В 2012 году Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) изучала вопросы финансовой грамотности школьников. Тогда Россия заняла десятое место среди 18
В октябре 2015 года Национальное агентство финансовых исследований представило результаты, согласно которым 77% родителей детей старше четырех лет не ведут учет семейного бюджета, а 73% предпочитают вообще не разговаривать с детьми о деньгах или сводить обсуждение к рекомендации «меньше тратить». Если дети станут разбираться в финансах, может, они и своих пап и мам
— Введение курса основ финансовой грамотности — неплохая идея, считает кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого Татьяна Куликова.— Дети должны знать, что такое деньги, откуда они берутся, для чего нужны, как работают, представлять, из чего складывается бюджет семьи, города, страны.
«Мама, ты меня не любишь!»
— Возраст понимания, что такое деньги,— 6–7 лет,— говорит Татьяна Ивановна.— Дети слышат разговоры родителей — о том, что скоро будет зарплата, о том, что надо накопить деньги к отпуску или на подарок ко дню рождения. Делают выводы — и сами начинают задавать вопросы. Финансовая грамотность формируется в семье. И когда родители подростков жалуются, что их дети требуют купить новый дорогой смартфон и устраивают
Тулячка Ольга В. признаётся, что старается не ходить в магазины вместе с ребенком, боится скандала. Пятилетняя девочка не понимает, почему мама берет с полок супермаркета то, что считает нужным, а ей запрещает делать то же самое. Всё заканчивается воплями на весь магазин: «Мама, ты меня не любишь!»
— В таких ситуациях говорить: «Не трогай это», «Положи не место» — не поможет,— убеждена Татьяна Куликова.— Необходимо как можно раньше включать ребенка в процесс покупок: вы вместе смотрите, что дороже, что дешевле, что действительно необходимо, а от чего можно отказаться, где получится сэкономить — для того, чтобы потом купить «вкусняшку» или игрушку…
Еще один важный момент: карманные деньги. С какого возраста их можно давать ребенку?
— Начиная со школы. Минимум — на проезд плюс
Еще одна дискуссионная тема: стоит ли платить детям за работу по дому? Татьяна Ивановна отвечает на этот вопрос отрицательно. Она советует объяснить ребенку: если он помогает убирать, стирать, делать закупки, то все члены семьи экономят время, которое они могут все вместе интересно провести. Важная связь: время и деньги. И первое, и второе важно уметь распределять.
Подработка или работа?
Закончив
— Я была против, хотела, чтобы девочка отдохнула перед
— Совершенно правильная стратегия,— комментирует Татьяна Куликова.— Если подростки хотят подработать — почему нет? Просто надо проверять, насколько нормальная эта работа и добросовестный работодатель. А студенты тем более — подрабатывали и будут подрабатывать всегда. Другое дело, что в последнее время для некоторых из них подработка превратилась в основную работу и, по сути, стала более важным делом, чем учеба. И выходит, они получают диплом, но не качественное образование. Еще одна проблема: в последнее время выпускники вузов
Всё правильно, но в нашей стране, к сожалению, ни качество образования, ни профессиональная состоятельность не гарантируют стабильную обеспеченную жизнь. Да и социальные лифты работают плохо. Ну попробуйте убедить ребенка, что надо хорошо учиться и получать высшее образование, если вы с этим самым высшим образованием сидите на окладе в 15 тысяч рублей! Неудивительно, что у подростков — а это самый уязвимый возраст — часто возникает непонимание, почему в семье нет денег, а вслед за ним — обида на родителей и зависть по отношению к одноклассникам. А дальше — комплексы, конфликты с ровесниками и взрослыми…
— Отношение к деньгам — не отдельная тема, всё взаимосвязано,— говорит Татьяна Куликова.— И здесь очень важна система приоритетов, которая складывается с детства, под влиянием взрослых. С ребенком надо говорить честно обо всем, объяснять ему мотивы своих поступков, быть для него всегда открытым. И тогда он в любой ситуации будет чувствовать себя защищенным. И понимать, что