В рейс за знаниями
07 апреля 2017 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: Александр КОЛЕСНИК
— Пристегнулись? Поехали,— сопровождающий школьного автобуса, забравшего очередных пассажиров, даёт команду водителю. Жёлтый ПАЗик везёт учеников в Анишинскую среднюю школу Венёвского района.
Такая процедура
На часах — начало девятого утра, школьный автобус выполняет первый рейс. На остановке в посёлке Богоявленка в салон вошли семиклассница Лиза и учитель Валентина Николаевна Гомозова. Причём подошли они буквально за пару минут до прибытия автобуса — расписание соблюдается чётко.
Валентина Николаевна рассказывает, что в прошлом году отсюда ездили ещё и девятиклассники, но они школу окончили, и теперь в Богоявленке из школьников — только Лиза. Правда, и автобус приходит уже почти заполненным — больше всего учеников в Дедиловских Выселках.
По отремонтированной дороге Тула — Венёв ПАЗик едет довольно резво, впрочем, не превышая скорости в 60 км/ч — так положено по закону. Редакционная машина следует рядом — посторонним находиться в салоне автобуса запрещено. Заезжаем ещё в одно село — Волынцево — и только потом берём курс на Анишино. Свернув с дороги, школьный автобус преодолевает последние препятствия в виде гигантских луж и готовится припарковаться у ворот Анишинской средней школы им. Героя Советского Союза А. С. Гостева.
Навстречу ученикам выходит директор школы Татьяна Александровна Ушакова. А автобус сразу отправляется во второй рейс — маршрут его немного короче, поэтому к девяти утра, когда начнётся первый урок, все ученики будут в школе.
— Такая процедура у нас каждый день,— объясняет директор.— Детей обязательно встречаем, а во время поездки за них отвечают двое сопровождающих. Они следят, чтобы ребёнок, сев на место, пристегнулся — только после этого можно начинать движение…
Водитель и болельщик
Правила перевозки детей, о чём, кстати, «Молодой коммунар» писал (см. выпуск за 28.02.2017 г. ), очень строги и в полной мере распространяются на школьные автобусы. Точное соблюдение маршрута и графика движения, чётко прописанный порядок посадки и высадки пассажиров, правила поведения в салоне — это лишь часть требований.
Ежедневная медкомиссия для водителя, техосмотр машины дважды в день: малейшая техническая неисправность — повод для серьезного разбирательства. Операция «Школьный автобус» проводится регулярно, её результаты обсуждаются на заседаниях регионального правительства. Так, в последнем докладе министра транспорта звучало, что в одном из школьных автобусов «рабочее место водителя не было оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой», «сиденья, предназначенные для детей, установлены с нарушением требований», в одном из автобусов не было «устройства, препятствующего началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях», ещё в одном отсутствовали «поручни с обеих сторон в проходах служебных дверей, предназначенных для выхода детей».
Всего в Тульской области на регулярных маршрутах работают 252 школьных автобуса, которые ежедневно перевозят более шести тысяч детей. Спецтранспорт постепенно вырабатывает свой ресурс. В прошлом году регион приобрёл 99 новых взамен отслуживших больше десяти лет автобусов, в этом году в школы поступит ещё 17 машин.
— Требования жёсткие, но и ответственность я понимаю, когда за спиной у меня двадцать ребятишек,— добродушный водитель Вадим Лаврентьев на школьном автобусе работает полгода. До этого водил фуры, общий стаж — больше 20 лет.
В школе, где теперь работает, по его словам, совершенно особая атмосфера — проникаешься и ответственностью, и даже воспитание и привычки меняются. Завершив второй рейс, водитель отходит подальше, чтобы перекурить — не дай бог, дети заметят.
В одном всё же Вадим себе не отказывает — украсил кабину флагом любимого тульского «Арсенала». Водитель школьного автобуса — болельщик со стажем, хвастается, что на его счету уже 20 выездов.
Не завёлся — ЧП
Жёлтый ПАЗик с надписью «ДЕТИ» в Анишинской школе получили в 2013 году. Автобус новый, но, к сожалению, и он не застрахован от проблем, свойственных отечественному автопрому.
— Железяка, что с неё взять? — резюмирует Вадим Лаврентьев.
Но технику свою водитель любит и лелеет. В мороз, говорит, приходит в АТП (автотранспортное предприятие, откуда ежедневно он выходит в рейс) к пяти утра и греет мотор паяльной лампой — только бы завестись, лишь бы не подвести маленьких пассажиров. Но ЧП
В этом случае водитель сразу
— Это раньше у нас было — то обгонишь рейсовый, то не догонишь,— вспоминает Валентина Гомозова.— Сейчас с расписанием проблем нет: случись что — дети доедут на обычном автобусе, а мы их встречаем на остановке и провожаем до школы. Благо такие случаи очень редки…
В Анишинской школе 57 учеников, 33 из которых доставляет автобус. Одна старшеклассница сама добирается из Тулы — туда маршрут школьного автобуса не согласован. По словам директора Татьяны Ушаковой, учиться в небольших классах многим нравится — в сельскую школу ездят ребята не только из Венёва, но и из областного центра.
В выпускном 11 классе — два человека, и каждый урок — это практически индивидуальное занятие. Ребята готовятся к ЕГЭ. В следующем году выпускников в Анишинской школе не будет: бывшие девятиклассники ушли в колледжи и техникумы, и параллель десятых сейчас отсутствует. Зато первоклашек — восемь человек.
…Собственный автобус открыл перед сельской школой новые перспективы: по выходным и на каникулах мальчишек и девчонок возят на экскурсии в музеи, в театр, цирк. Ездят в основном по Венёвскому району и в Тулу. При максимальной скорости в 60 километров в час более далёкие поездки планировать сложно.