Две Тулы Евгения Маленчева
07 апреля 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александр КОЛЕСНИК и из архива «Молодого коммунара»
В июне в Тульском академическом театре драмы состоится премьера спектакля по пьесе Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой». Корреспонденты «Молодого коммунара» побывали на репетициях и побеседовали с режиссером Евгением Маленчевым о специфике театральной жизни нашего города.
Возвращение
В репетиционном зале трое: Евгений Маленчев, актеры Полина Шатохина и Андрей Харенко. Ребята проходят сцену знакомства Катарины и Петруччо, пытаясь найти верный подход к тексту. Петруччо впервые применяет придуманную им стратегию: ласка и лесть в ответ на колкости и грубость строптивой красавицы. Диалог идет на фоне барабанного соло, задающего темп действию.
— Стандартный вопрос в ситуации, когда режиссер и актриса, причем играющая главную роль,— муж и жена: не возникают ли проблемы в процессе работы?
— Меня не в первый раз об этом спрашивают, но это вопрос из мелодраматического сериала,— говорит Евгений.— В момент репетиции, когда ты
Евгений и Полина вместе уже более десяти лет, еще со студенчества — оба учились в Ярославском государственном театральном институте. Женя закончил вуз сначала как актер театра и кино, а затем — как режиссер. Он признаётся, что уже на втором курсе института понял, что придумывать, сочинять спектакли ему интереснее, чем играть на сцене. Поэтому, получив актерский диплом, устроился на работу в труппу ТАТД, а параллельно стал учиться режиссуре.
— Я туляк, выпускник
Он не советский, он — космический
В Тульском академическом театре драмы Евгений начинал как актер. И именно на тульской сцене Маленчев дебютировал в качестве режиссера в 2011 году со спектаклем «По зеленым холмам океана». Здесь же в
— В ваших спектаклях заняты, в том числе, возрастные актеры с опытом и званиями. Не сталкивались с настороженным или скептическим к себе отношением?
— Я знаю, что у молодых режиссеров бывают конфликты со взрослыми актерами, но мне повезло — в Туле никогда ни с чем подобным не сталкивался. Когда начинал репетировать «Нахлебника», без стеснения говорил актерам: у меня нет опыта, могу
Вот многоопытный, сыгравший сто ролей, со множеством званий артист,— но это лишь до момента, когда он приходит на репетицию. Актер каждый раз начинает с начала, он должен заново доказывать, что он состоятелен здесь и сейчас. Так же как и режиссер. А если человек начинает: «Я тридцать пять лет на сцене…», значит, он уже не хочет доказывать или просто не может…
— Пьесы, которые вы ставите в ТАТД,— это ваш выбор или выбор театра?
— Это результат взаимной договоренности: я стараюсь учитывать свои интересы и интересы театра. Рад, что мы находим общий язык. Конечно, в голове крутится множество тем… В Рязани, например, поставил пьесу Володина «С любимыми не расставайтесь». Несколько лет думал об этой пьесе, я очень люблю Володина, и этой работой хотел доказать, что он — не советский драматург, как это принято считать, он больше своего времени, он — космический…
Площадка для актуального искусства
— Насколько отстает тульская театральная жизнь от столичной?
— Нас с Москвой нельзя сравнивать, даже
Что же касается нашего города, мне кажется, существует две Тулы. Одна — это наше стереотипное представление о ней: «Здесь ничего нет — значит, никому и не надо». Другая — реальный город, живой, молодой, современный: мы его иногда видим, и тогда удивляемся: «Как будто это не в Туле происходит!»
Думаю, что зрительскую аудиторию нельзя недооценивать. В городе много молодых людей (я говорю не о возрасте), которые хотят
— Ваш проект —
— «Барабан» — это площадка, открытая для актуального искусства: современный театр, литература, видеоарт… К нам приезжают известные авторы, мы устраиваем театральные читки и кинопоказы спектаклей европейских театров. Аудитория очень разная, много молодых людей, причем есть ребята, которые раньше вообще никогда не были в театре, даже в тульском. Мне интересна их реакция на современные постановки: сначала боялся, что будет непонимание и нежелание смотреть. Оказалось — шок и восхищение. Это поколение — другое…
— А если
— Расскажу историю, которая случилась со мной недавно. Во время работы над «Укрощением строптивой» актер Валерий Жуков рассказал мне о том, как репетировал эту же пьесу на тульской сцене много лет назад — в 1963 году. Только тогда он играл Бьонделло, а сейчас — Гремио. С ума сойти, 54 года назад! Ладно, меня еще не было, но даже моя мама родилась в