Старые песни о…
21 марта 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергей ШМУНЬ
На новом спектакле Тульского академического театра драмы «Белая акация» зрительный зал поет вместе с артистами. А как не подпевать, если со сцены звучат песни Исаака Дунаевского.
Сказать, что решение ставить «Белую акацию» (изначально оперетта композитора Исаака Дунаевского на сюжет, написанный драматургами Владимиром Маасом и Михаилом Червинским) на сцене тульской драмы рискованное предприятие — это не сказать ничего. Проблема в том, что в оперетте надо петь:
Впрочем, в ТАТД не определяют жанр нового спектакля «Белая акация» как оперетту — это музыкальная комедия. А значит, здесь допустимо многое: мелодекламация, свободное обращение с аудио- и визуальной стилистикой, игра с эстетикой классического советского кино. Причем кинематографа послевоенного, когда идиллическая картинка «Белой акации» и «Кубанских казаков» вступала в жесткий конфликт с реальной жизнью.
Спектакль нашпигован музыкой Дунаевского — и не только ариями, дуэтами и терцетами из «Белой акации», вы услышите и «Капитан, капитан, улыбнитесь…» из «Детей капитана Гранта», и «Каким ты был, таким остался…» из «Кубанских казаков», и многие другие песни. И конечно, вы не устоите перед искушением подпеть артистам. В такой ситуации легко простить актерам не слишком мастерское исполнение особенно сложных в вокальном отношении партий. Действительно поющая и очень красивая актриса труппы ТАТД Инна Медведева (Тося) совершает настоящий подвиг, но ее самоотверженный труд и мучения на высоких нотах слишком заметны.
Так же заметны и усилия других актеров. Но это не важно, когда начинает звучать музыка Дунаевского: мы все поем, мысленно или вслух, потому что эти интонации навсегда записаны в нашем генетическом коде.
Несколько диссонирующих «нот»: аранжировки — разные по стилистике. Если это чистое, незамутненное ретро — откуда вдруг рэп, техно и приджазованный саунд? … Хочется, по крайней мере, стилистической целостности.
Но еще больше хочется понять: почему игра с эстетикой махрового до неприличия соцреализма вдруг стала такой модной? Старые песни о главном — это мило. Но реанимация эстетики «Ах, Леша, ах, Саша…» — это тренд конца
Ирина Скибинская.
Фото Сергея Шмуня.