Понедельник 09 декабря
Связаться с редакцией

Какой чудесный я и песенка моя

Назад

17 марта 2017 00:00

 0
Увлечения/Отдых

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: ygbc.ru

В последние годы в Туле открылось множество школ вокала для взрослых. Они пользуются огромной популярностью у людей самых разных возрастов и профессий. Корреспонденты «Молодого коммунара» решили узнать, кто и как учит туляков красиво петь.

Соул, блюз и песни Билана

В советские времена сферы профессионального и любительского искусства были строго разграничены. Профессионалы получали специальное образование, а вслед за ним — доступ на сцену. Но лишь некоторых — их по пальцам можно было пересчитать — показывали по телевидению. Любители участвовали в конкурсах самодеятельности, на деньги и славу не очень-то рассчитывая.

В 90-е годы эта граница исчезла, и на сцене и в телевизоре оказались девочки и мальчики, старательно открывающие рот под «фанеру». Они быстро становились популярными и богатыми и так же быстро надоедали публике. К счастью, это длилось недолго, сегодня в моде качественный живой вокал — во многом благодаря успешным телепроектам «Народный артист», «Стань звездой», «Голос» и т. п. В этих проектах принимают участие множество действительно талантливых молодых ребят, и у некоторых зрителей возникла иллюзия, что научиться хорошо петь может практически каждый, причем довольно быстро.

— Немногие понимают, что это — серьезный труд,— говорит преподаватель по классу эстрадного вокала Тульского колледжа искусств им А. С. Даргомыжского Екатерина Агафонова, в недалеком прошлом — частный преподаватель эстрадно-джазового вокала.— Большинство уверены, что они начнут заниматься — и сразу всё получится. Люди почему-то считают, что петь легче, чем, например, играть на фортепиано или танцевать. В танцах ты сразу на шпагат не сядешь, и даже если долго занимаешься, не факт, что это сделаешь. С вокалом тоже всё не так просто: многое зависит от индивидуальных данных ученика, от степени его обучаемости, от количества вложенного труда. Конечно, от профессионализма педагога…

Екатерина Агафонова окончила факультет музыкального искусства эстрады Санкт-Петербургского института искусств как преподаватель эстрадно-джазового вокала. Несколько лет работала в северной столице, затем по семейным обстоятельствам приехала в Москву, где устроилась в частную школу вокала. Но потом быстро поняла, что это профанация, и ушла в репетиторы. Занималась частным преподаванием эстрадно-джазового вокала и после того, как стала жить в Туле. На вопрос, почему сделала выбор в пользу Тульского колледжа искусств, отвечает: «Профессиональные преподавательские амбиции и желание работать с теми, для кого вокал — не хобби, а главное дело. Студенты занимаются только этим, с них и требовать можно больше».

— Большинству приходящих к частным педагогам по вокалу — от 18 до 27 лет. На втором месте по численности — мужчины и женщины около 40 лет. Хотя женщин, конечно, больше. А самому старшему моему ученику было 56 лет,— рассказывает Екатерина Васильевна.— У многих есть начальное музыкальное образование. Мне встречались очень интересные, способные люди с безупречным музыкальным вкусом: они сами осваивали гитару, фортепиано на элементарном уровне. Они хотели развивать голос, чтобы петь в компании, радовать близких людей. Кто-то из них начинает заниматься, так как ищет себе дело по душе, кто-то думает о сцене и рассчитывает на сценический успех. Вокал сегодня действительно очень популярен, и им иногда стремятся заниматься даже те, кто в принципе музыку не слушает. Что именно хотят уметь хорошо петь туляки? Бардовскую песню, соул, блюз, рок-н-ролл, рок, песни из репертуара Полины Гагариной, Дмитрия Билана, Сергея Лазарева…

Занятия по секретной методике

Итак, со спросом все ясно. А вот что в Туле с предложением? Кто может научить обычного человека петь если не как Паваротти и Селин Дион, то хотя бы просто культурно и грамотно? Профессионалы советуют при выборе будущего учителя по вокалу быть очень осторожным: человеческий голос — тонкий и сложный инструмент, испортить его можно легко и быстро, причем в некоторых случаях необратимо. Интернет-поисковик на запрос «школы вокала для взрослых в Туле» выдает кучу ссылок. Обзваниваю часть из них, предварительно придумав легенду о 20-летней дочери, мечтающей научиться эстрадно-джазовому пению.

— Да, можете приходить, у нас занятия в группах и индивидуально. В группе 2,5 тысячи рублей в месяц, это 8 занятий. Индивидуально — 500 рублей академический час,— отвечает хозяйка и педагог одной из тульских школ с многообещающим названием.

— А у вас образование какое?

— Высшее, и не одно.

— Я имею в виду — музыкальное?

— Тульское педучилище, музыкальное отделение.

— У вас на сайте написано, что вы учите по авторской методике. А можно узнать, в чем ее суть?

— Нельзя, на то она и авторская…

Ответы настораживают: свою дочь такому педагогу точно бы не доверила. Набираю следующий номер — на этот раз со мной говорит не преподаватель, а молодой человек-администратор.

— Ваша дочь хочет эстраду петь? Вам повезло: у нас работает девушка-выпускница Тульского колледжа искусств, как раз джазово-эстрадного отделения…

Цена та же: 500 рублей в час.

Еще одна школа, довольно популярная в Туле. Здесь мне предлагают выбрать из двух педагогов: преподавателя с консерваторским образованием и даже опытом пения на оперной сцене — и молодого учителя, также выпускницы ТКИ. Цена ощутимо выше: 1 час — 760 рублей. Но если приобрести абонемент, урок «подешевеет» до тех же 500.

Поэкспериментируем с частными педагогами, принимающими на дому. В списке — два имени с телефонами. Звоню по первому. Преподавательница говорит, что образование профильное, берет 750 рублей за час, но при этом признается, что сначала «посмотрит девочку» и только потом будет рекомендовать или не рекомендовать ей серьезно заниматься эстрадно-джазовым вокалом. Во всяком случае, подход честный, это импонирует. Беседа со второй преподавательницей, распространяющей информацию о себе в соцсетях, обескураживает: образование — музыкальная школа. Сценический опыт — пение в тульских рок-кавер-группах. При этом академический час — 600 рублей.

Для сцены и для души

— На самом деле найти хорошего педагога по вокалу непросто,— комментирует Екатерина Агафонова.— Раньше считалось, что представление о профессиональном уровне преподавателя можно составить по наличию специального образования, по тому, как поют его ученики и он сам. К сожалению, практика показывает, что сегодня этот метод не очень работает. Человек может сам не петь — но владеть современными технологиями и учить эстрадно-джазовому вокалу отлично. И ученики — не показатель, ведь у начинающих разные данные и способности к обучению. Что же касается специального образования, то часто выпускники консерваторий с академическим вокалом пытаются учить эстрадному пению, в котором мало что понимают. Мои рекомендации будут разными для тех, кто хочет развивать навыки пения просто для собственного удовольствия — и тех, кто думает о сценической карьере. Первым советую искать педагога по душе — человека, с которым есть эмоционально-психологическая совместимость. Ну не попадаете в ноты, и что? Главное — процесс вам доставляет удовольствие. А для вторых — нет рецепта. Пробуйте, смотрите — тем более что большинство школ предлагает первый урок провести бесплатно. Задавайте вопросы и делайте выводы: ориентируется ли ваш будущий педагог в профессиональных технологиях, понимает ли он устройство вокального аппарата или лишь ограничивается художественными метафорами? И не ведитесь на похвалы. После того как я ушла в ТКИ, моя бывшая частная ученица перешла к другому педагогу. Пишет, что довольна, что он ее постоянно хвалит и что он «открыл высокие ноты ее голоса». Присылает аудиозаписи. Слушаю ее высокие ноты — волосы дыбом встают…

Впрочем, есть все основания надеяться, что профессиональный уровень тульских школ вокала в ближайшее время вырастет. Екатерина Агафонова регулярно бывает в столице на мастер-классах эстрадно-джазового пения, которые проводят авторитетные педагоги. В последнем принимали участие более 50 человек из разных городов России, в том числе — несколько туляков.

А учиться петь, так же как учиться танцевать фламенко или писать картины,— трудно, но очень интересно. Важно, что начать этим заниматься можно в любом возрасте. К слову, школ танца и живописи для взрослых в Туле ничуть не меньше, чем школ вокала.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных