Где учат на миллиардера?

Назад

10 марта 2017 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: автора

В школах предлагают ввести уроки профориентации, где ученикам будут рассказывать о востребованных на рынке труда специальностях. «Молодой коммунар» узнал, как тульских школьников учат выбирать профессию сейчас.

Кто сегодня король

— А знаете ли вы, сколько в мире существует профессий? Сто? Тысяча? Миллион? … На самом деле, по оценкам учёных, в мире насчитывается порядка десяти тысяч различных профессий,— инспектор центра занятости населения г. Тулы Ирина Яшина начинает профориентационный урок для учеников 9–10 классов центра образования № 8.— Так как же выбрать ту профессию, которая подойдёт именно вам? Прежде всего, вы должны знать, какие существуют типы профессий…

На слайдах высвечивается информация из популярных профориентационных тестов, с которыми обычно знакомят ещё в начальных классах. Старшим школьникам рассказывают о том, что есть профессии, связанные с работой с людьми («человек — человек»), с техникой («человек — техника»), искусством («человек — художественный образ») и т. д. Затем представитель центра занятости говорит, что наибольшее число открытых вакансий в Туле — по рабочим профессиям. Практически полный спектр: слесари, сантехники, станочники, ремонтники, сварщики и пр. Правда, инспектор не называет при этом зарплат, хотя школьники на задних рядах в актовом зале только об этом и говорят.

Урок завершается демонстрацией видеоролика о престижности профессии станочника, снятого почему-то в Новосибирске в 2003 году. На экране — мужчины в серых робах готовятся к участию в конкурсе профмастерства, а один из них говорит, что представители их профессии на рынке труда сегодня — короли.

Мы спросили у нынешних девятиклассников об их планах.

— Я после девятого класса пойду в юридический колледж, а оттуда меня сразу возьмут на третий курс института,— поведала Даша, которая уже знает траекторию своего будущего обучения.

Её одноклассник Женя сообщил, что тоже покинет школьные стены в этом году, но пойдёт в строительный колледж, потому что после него можно поступить в университет без ЕГЭ. Ещё один девятиклассник Андрей сказал, что также хочет учиться в техническом колледже, но в каком — ещё не решил. При этом все ребята — ученики профильного социально-экономического класса. По идее, в их обучении упор должен делаться на математику, историю и обществознание, но у школьников свои представления о будущей карьере: в 15–16 лет они уже знают, где и как можно получить нужное им образование наиболее выгодным способом (без ЕГЭ, в сокращённые сроки, на бюджетных местах и т. д. ).

Но не все одинаково подкованы. Один парень простодушно объявил:

— Хочу работать миллиардером. Правда, ещё не решил, где буду учиться, но в школе останусь до одиннадцатого класса…

Профориентация с детского сада

Классный руководитель «соцэкономов» Юлия Кочукова рассказывает, что большинство её класса разойдется по колледжам и техникумам в этом году, ребята уже подыскивают, где продолжат обучение. В основном собираются в технари: в Туле и выбор таких учреждений больше, и профориентация сыграла свою роль.

— К нам постоянно приходят представители и предприятий, и вузов: все зовут к себе и говорят о технических специальностях,— рассказывает учитель.— Конечно, если человек по натуре гуманитарий и осознаёт это, то его переучить вряд ли получится, но большинство ребят даже в старших классах не всегда могут определиться с будущей профессией, поэтому им уроки профориентации очень нужны…

Такие занятия в ЦО № 8 проводятся — о выборе профессий говорят на классных часах, куда регулярно приходит психолог. И если выступление представителя вуза или предприятия — это не профориентация в чистом виде, а, скорее, агитация, то задача психолога — пробудить внутренние проявления ребёнка. Причём чем раньше, тем лучше.

Руководитель службы психолого-педагогической помощи Любовь Ивашиненко считает, что профориентация должна начинаться с детского сада:

— Когда родители покупают ребёнку игрушки, они знакомят его с профессиями, будь то набор инструментов или аптечка доктора. В начальной школе учителю важно заметить познавательные качества, которые затем могут перерасти в профессиональные, развивать то, в чём ребёнок силён или чем интересуется с детства. И конечно, важен опыт познания самого ученика — он должен попробовать что-то сделать сам и, исходя из того, понравилось ему или нет, принять решение. Этот аспект в современном обучении практически утерян — школьные уроки технологии не смогли заменить советские УПК…

Министерство профориентации?

В центре социально-психологической помощи «Шанс» нам сообщили, что работу по профессиональной ориентации ведут со школьниками начиная с 14 лет. На сайте одного из тульских центров обучения и развития персонала говорится, что пройти тестирование по профориентации могут старшеклассники, комплексное исследование стоит три тысячи рублей. Программы раннего развития и выявления способностей нашлись в детских центрах с платными занятиями по модным методикам — они сейчас набирают популярность.

Заметки на тему выбора профессии мы также отыскали на страницах тульского центра занятости, управления образования, молодёжных центров, университетов и др. При этом единого органа, уполномоченного вести эту работу, в Тульской области нет. На днях члены молодёжного парламента при Госдуме предложили Минобрнауки РФ ввести уроки по проф-ориентации в школе, чтобы выпускники выбирали правильные и востребованные профессии.

— Не уверен, что нужен какой-то отдельный орган, ведь профориентация — это комплексная задача,— рассуждает руководитель Регионального центра содействия трудоустройству выпускников (РЦСТ) Тульского госуниверситета Владимир Морозов.— Но объединение усилий, конечно, требуется: и психологов, и служб содействия трудоустройству, и образовательного сообщества. Сейчас каждый ведёт проф-ориентацию по-своему и в своих целях: одни — чтобы к ним пришли учиться или работать, другие — чтобы отчитаться и поставить галочку. Хотя все мы понимаем общие задачи: ориентироваться на потребности региональной экономики, сохранять кадры в области…

Ещё одной проблемой В. Морозов считает недостаточное представление абитуриентов о том, чему и как они хотят учиться:

— Например, многие ребята любят копаться в автомобилях и поступают в университет на профильные специальности. Но зачастую они не понимают, что, придя в вуз, будут изучать сложные процессы в цилиндрах, хотя хотели научиться просто перебирать движок, чему их отлично научат в колледже. Как правило, такое случается с теми, кто никак не готовится к поступлению, не ходит на дни открытых дверей. Когда разговариваю с абитуриентами, я всегда начинаю с вопроса, где бы они хотели работать. Когда человек это поймёт, ему будет проще. Но со школьником об этом обязательно должен поговорить профессионал, поэтому чем раньше начать профориентацию, тем лучше…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных