Политэкология

Назад

22 февраля 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ

В выставочном зале на Красноармейском проспекте открылась экспозиция работ Андрея Пашкевича.

Андрей Пашкевич (1945–2011) — сын известного художника кино Петра Пашкевича, работавшего на студии им. Горького. Свою творческую жизнь Андрей Петрович тоже начинал с кино — после окончания ВГИКа работал на съемках нескольких игровых и документальных картин как оператор. А в 1990-е создал свою телевизионную компанию «Российское музыкальное телевидение», занимавшуюся подготовкой культурных программ и сериалов для российского ТВ.

Живопись — вторая, не менее яркая сфера реализации таланта Пашкевича. В юности он прошел курс обучения в классе известного советского художника, профессора Юрия Пименова. Очень любил рисовать, предпочитал абстрактную живопись — на выставке в Туле представлено несколько работ, выполненных в этом стиле, ярких, эмоциональных и талантливых.

А в основную часть экспозиции вошли полотна из серии «Политэкология», которые Пашкевич начал создавать в годы перестройки. Это был особый период в жизни нашей страны, когда в стихию общественно-политической жизни оказались вовлеченными если не все, то очень многие. Андрей Пашкевич эмоционально реагировал на всё, что происходит, и свои чувства, взгляды, оценки выражал с помощью живописи. Почему «Политэкология»? Сам Андрей Петрович говорил, что хочет с помощью этих картин «очистить» политическую атмосферу страны от негативных явлений…

Удивительно, что склонный к абстракционизму художник в этом цикле использует совершенно иной язык, близкий к плакатному. В то же время в его работах чувствуется профессиональный взгляд оператора, внимательного к деталям и умеющего превращать их в визуальные метафоры. Пашкевич создает полотно — и пишет к нему сопроводительный текст, разъясняющий позицию автора.

Мавзолей — крематорий с огромной трубой, из которой в небо уходит черный дым. Пашкевич рассказывает, что этот образ появился у него после того, как была обнародована чудовищная цифра — миллионы репрессированных за годы советской власти. И напоминает, что некоторое время в Мавзолее находилось тело Сталина…

Михаил Горбачев в образе художника-реставратора, снимающего слои живописи, под которыми проступают изображения Иосифа Виссарионовича и Ленина. С фигурой Горбачева, начавшего перестройку, Пашкевич, как признавался он сам, связывал большие надежды на позитивные изменения в жизни страны.

Горбачев и Ельцин, рисующие лица друг друга на деревянных матрешках,— многие помнят, что матрешки-персонажи российской политической жизни в 90-е годы продавались на московском Арбате, и их с удовольствием покупали иностранные туристы.

Есть здесь и Владимир Путин — тогда еще и. о., но уже понятно, что будущий президент. В непринужденной позе, с бутылкой кефира он стоит перед столом, на котором — шапка Мономаха как символ власти и череда водочных чекушек с изображениями российских лидеров разных эпох.

В экспозиции можно увидеть работы и на собственно экологическую тему. Триптих-предупреждение: Москва, уходящая под воду, Санкт-Петербург, засыпанный песком и превратившийся в пустыню,— и скелет планеты Земля, вращающийся в холодном безжизненном космосе…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных