На пути к тотальному безналу
07 февраля 2017 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: ria56.ru
Эксперты констатируют: наличные деньги в карманах россиян оказываются всё реже — уступают место пластиковым карточкам. И всё же в Туле немало тех, кто ещё предпочитает пошуршать купюрами и позвенеть монетой, да и использовать безналичный расчёт в нашем городе можно пока не везде.
Терминал: нужен или нет?
«Вы будете оплачивать наличными или картой?» — вопрос диспетчера в службе такси удивил. Я, конечно, знал, что такая опция давно существует в передовых странах: платить по безналу можно даже на борту самолёта. Но чтобы это вдруг стало доступно здесь и сейчас, в Туле… Правда, тут же выяснилось, что машину с терминалом ждать придётся дольше обычной, и я выбрал классический способ оплаты. Но сам факт!
Как оказалось, безнал в тульское такси пришёл довольно давно, но до сих пор остается экзотикой — подавляющее большинство машин с шашечками, тем более в популярных сейчас службах заказа, о приобретении необходимого для этой услуги оборудования даже и не думают. Граждане привыкли оплачивать поездку «живыми» рублями, да и водителям проще париться со сдачей, чем раскошеливаться на терминал.
Минувшие выходные автор этих строк провёл в поисках мест, где безналичный расчёт ещё не реализован. Их, к слову, удалось найти не так много. Практически все продовольственные магазины, даже некрупные, терминалы для оплаты по карте имели. Хуже дела обстоят у торговых точек с одеждой и другими промтоварами, причём даже в торговых центрах. И если продавцов рыночного павильона ещё можно понять —
Не нашлось терминала в ближайшей к моему дому парикмахерской, не было его и на обучающих курсах в одном из частных центров дополнительного образования — как и в одной из больниц, где не так давно пришлось оплачивать дополнительные услуги.
Удалось найти несколько продмагов со старенькими кассами и без всякого намёка на терминалы.
— К нам ходят постоянные клиенты, все знают, что безналичного расчёта нет, и он нам не нужен,— сказали в одном из магазинов в плотной жилой застройке в Криволучье.
В другом, на улице Первомайской, извинялись:
— У нас есть терминал, но вот на днях сломался. Некоторые
С 1 февраля этого года
За и против безнала
В то же время государство рассматривает возможность ограничить наличный расчёт законодательно. Начинать планируют с крупных покупок на сумму более 300 тыс. руб., их Минфин РФ предлагает проводить только через банковские счета и карты. Подобные меры должны помочь в борьбе с нелегальным оборотом денежных средств, снизить уровень криминогенности при оплате дорогостоящих покупок. Обсуждение законопроекта пока отложено.
По мнению ряда экспертов, практически полностью отказаться от наличного расчёта, причем в течение всего десяти лет, для России вполне реально.
— Не могу с этим согласиться,— говорит кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и менеджмента ТулГУ Татьяна Калачёва.—
В то же время экономист отмечает, что движение к безналичному расчёту — правильное.
— Это прозрачность любых платежей, собираемость налогов, отсутствие «серых» зарплат, которые и существуют только
В транспорт — по мобильнику
Татьяна Калачёва призналась, что большинство платежей за ЖКХ, телефон и интернет она проводит с домашнего компьютера через банковскую карту. Мобильному телефону в этом вопросе пока не доверяет. Хотя платежи через смартфон в Тульской области растут. Как рассказали «Молодому коммунару» в одном из крупных банков Тульской области, в 2017 году уже 40–45% жителей нашего региона будут оплачивать услуги, не выходя из дома, используя мобильные приложения. Всего же, по данным банка, безналичный способ расчёта используют три четверти его клиентов.
Меж тем, платить в магазинах и в любых других точках, где есть терминалы для приёма карт, теперь можно даже не имея пластика. Достаточно «привязать» карту к телефону и поднести аппарат к терминалу для оплаты покупки. В современные смартфоны встроен чип, такой же, как на картах. Систему уже внедрили в России два крупнейших производителя мобильных телефонов.
Туляк Максим Наумов использует «телефонные» платежи с ноября прошлого года, практически сразу, как только они появились. Молодой человек работает менеджером проектов в сфере интернета и рекламы, интересуется всеми техническими новинками. Говорит, что использовать новые возможности стал отнюдь не ради эксперимента.
— Это безопаснее и удобнее. Я не ношу с собой наличные, а теперь могу не брать и карты. При оплате телефоном продавец получает минимум твоих личных и платёжных данных, то есть нет возможности
По его словам, практически все терминалы в магазинах умеют работать с бесконтактными картами, а значит, и с телефонами. Учатся и продавцы.
— В принципе, это ничем не отличается. Говорю, что буду оплачивать картой, а подношу к терминалу телефон. Продавец видит, что покупка оплачена, значит, всё ОК,— продолжает М. Наумов.— Проблем практически не бывает. В Москве, например, «по телефону» можно заходить в метро и наземный транспорт. Кстати, задача УЭК, которые раздавали в Туле, была именно такой — сделать универсальное платёжное и идентификационное средство. Сегодня всё это в себе объединил мобильник…