Александр Карташов. Время и одиночество

Назад

16 декабря 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Дмитрий КИСЕЛЕВ

«Absent» в переводе с английского — «отсутствие». «Творить — значит отсутствовать»,— поясняет Александр Карташов в программном тексте к своей персональной выставке.

Александр Карташов известен не только как художник, но и как поэт и арт-дизайнер. На его счету около 20 персональных выставок в России и за рубежом, работа в 20 театральных постановках и кинематографе, 10 стихотворных сборников, несколько десятков оформленных книг, альбомов и других изданий. С 2004 года он работает главным художником музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»: курирует выставки, создает полиграфию и разрабатывает эстетико-культурную стратегию музея в целом.

Каждая персональная выставка Карташова построена на авторской концепции, которую он формулирует в своих текстах, прозаических и стихотворных. При этом слова, фразы, строчки из стихов превращаются в художественные метафоры и становятся частью визуального ряда экспозиции.

Выставка Карташова, открывшаяся на днях в Выставочном зале на Красноармейском проспекте, называется «Абсент» — так же, как и сборник его стихов, вышедший в 2009 году. Опять игра со словом: ведь абсент — это не только «зеленая фея», культовый напиток парижской богемы XX века, но и (с английского) — «отсутствие», понятие, ассоциирующееся у автора с творческим состоянием. Слово «Абсент» собрано из деревянных букв и размещено на большом черном полотне. Строчки из одноименного сборника стихов написаны на вертикальных стендах-пилонах.

Автор фактически приглашает посетителей выставки в свою мастерскую — она изображена на постере, установленном в самом начале экспозиции. Комната в старом деревянном доме, затейливые, странные вещи, пучки сухих трав, сад за открытым окном. Здесь будто остановилось время. Оно — тоже «is absent».

Пастельные натюрморты Карташова — это тоже размышление о времени и его отсутствии (одна из главных тем в творчестве художника). Цветы, травы, старинные ключи, деревянный штурвал, старинная утварь… Сумрачные, будто потемневшие от прошедших веков краски, сквозь которые проступают силуэты предметов и образы прошлого.

Еще один сквозной образ — белый единорог, мифологическое существо, символизирующее духовную чистоту и творческие искания. Работа «Последний единорог» — размышление об одиночестве. «Одиночество — самое сильное чувство, которое человек испытывает в жизни»,— убежден Александр Карташов.

Живопись Карташова, также представленная на выставке,— полная противоположность его пастелям: яркие, экспрессивные краски, подчеркнутая спонтанность, крупные мазки и ослепительный солнечный свет, цветочные поляны, открытые пространства и воздух. Это жизнь, похожая на сад, который виден из окна мастерской художника.

В экспозиции присутствует и реальный предмет из дома Карташова — клавиатура его старого, отжившего свое и мирно скончавшегося рояля. Рядом с деталью музыкального инструмента, превращенной в художественный объект, расставлены нотные пюпитры с рукописями стихов…

Выставка продлится до 16 января.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных