И пошел я по свету скитаться…
02 декабря 2016 00:00
Автор: Артем ЖИЛЬЦОВ
Фото: город-под-солнцем.рф и автора
Корреспондент «Молодого коммунара» накормил завтраком малолетних бродяг и расспросил их о
«Беспризорный» и «безнадзорный» — синонимы, и со смысловой точки зрения эти слова означают одно и то же. Однако соответствующие государственные службы два понятия разделяют. Беспризорник — это несовершеннолетний, фактически не имеющий определенного места жительства. А «безнадзорник» — это ребенок, которого никто в настоящий момент не контролирует — ни родители, ни представители, ни соответствующие структуры.
Подростки по разным причинам сбегают из дома. Однако большая часть из них благополучно возвращается назад, и лишь единицы пытаются приспособиться к выживанию в диких условиях каменных джунглей. А официальная статистика по бродяжничающим детям в России отсутствует.
Где украл, где попросил…
Столкнуться лицом к лицу с ними автору этих строк довелось совершенно случайно.
В
— В нашей семье у всех хорошо с точными науками,— объяснил мне Никита.— Родители в школе алгебру преподают, я заканчивал политех, а вот Арсений совсем не в нас пошел. Отец его постоянно ругал за двойки с колами, вот он и не выдержал…
— Давно убежал?
— Второй день уже. Телефон выключен, друзьям ничего не рассказывал. Мама на успокоительном сидит…
В полицию родственники обращаться наотрез отказались. Как заявил глава семьи — «это позор», и, мол, проголодается — сам объявится. Организовав самостоятельные поиски, мы ночью безрезультатно ездили по городу. А утром, решив сделать перерыв на кофе, обнаружили искомого Арсения возле одного из тульских торговых центров. К нашему удивлению, подросток был не один — его сопровождали несколько колоритных парней примерно его возраста, по внешнему виду — не единожды ночующих вне дома.
Никита затащил брата за шиворот в машину и устроил ему нагоняй. А я спросил у подростков, наблюдавших за этим со стороны:
— Есть хотите? Угощаю…
Ребята долго выясняли, не «мент» ли я, внимательно изучали журналистское удостоверение. Впрочем, голод пересилил, и вскоре мы болтали в одном из кафе.
— Я второй год скитаюсь,— говорил с набитым ртом парень, представившийся Юрой.— Раньше жил в Подмосковье с мамой, она умерла от рака. Меня к тетке отправили в Тулу. Прожил полгода, и она тоже «откинулась». Меня в детский дом хотели запрятать, но так я и дался им, ага…
— А чем тебя детдом не устроил?
— Я и так живу нормально — где украл, где попросил…
Мальчишки съели завтрак, после чего один из них достал «бычок» и попытался закурить прямо в кафе, что едва не закончилось скандалом. Беседу мы продолжили на улице.
— Арсения вы как нашли? — полюбопытствовал я.
— Домашнего этого? Да на улице вечером встретили, хотели деньги забрать, а он ныть начал,— рассказал товарищ Юры.— — Посмеялись и разрешили ему переночевать с нами…
Как рассказали ребята, ночуют они в заброшенных зданиях. Разжигают костер, кутаются в тряпье — так и спят. Зимой выручают теплотрассы.
— Когда совсем денег нет, можно и клей понюхать,— вздыхает Юра.— Зато ночь проходит незаметно, а утром уже жить легче…
— Не боишься умереть молодым? Тебе сколько лет?
— Пятнадцать. Если я ребенком тут выжил, то уж и дальше как — нибудь протяну…
Ребята разрешили сфотографировать одну из своих ночлежек. От какой — либо помощи, тем более с участием органов опеки, отказались. Но номер моего телефона записали на клочке бумаги: мало ли, может, еще когда захотят позавтракать фастфудом…
Попрошайничать умеют
Кроме ребят, оказавшихся на улице по стечению обстоятельств, встречаются дети, которые выбирают «вольную» жизнь целенаправленно.
— Есть парень один на моем участке, очень трудный,— рассказывала мне знакомая инспектор по делам несовершеннолетних.— Родители развелись, он остался с отцом по решению суда. Там мама — женщина свободных нравов, мягко говоря. Сказала, хочет начать с чистого листа, а ребенок не вписывается в эти ее планы. Отец — не самый бедный человек, обеспечить сына может, один недостаток: выпивает…
А выпивает мужчина, не зная меры. Иногда уходит в запой. Немудрено, что предоставленный самому себе мальчишка решил поискать приключений. Первый раз он убежал в 9 лет, сразу после развода родителей. Полиция нашла его в тот же вечер. Сейчас мальчику 12 лет, и на его счету уже 4 побега.
Самое интересное, что отец сыну ни в чем не отказывает. Почему его тянет на дно, непонятно,— сокрушалась инспектор после того, как подростка в очередной раз вернули домой.
Самый длительный его побег затянулся на 6 дней. Обнаружили ребенка в компании лиц без определенного места жительства, которые заботливо учили его правильно попрошайничать. Инспектор высказала надежду, что все это связано с переходным возрастом, и мальчик образумится:
— Удивляюсь, что он пока на крупные неприятности не нарвался. Пока его ангел — хранитель оберегает. Но постоянно так продолжаться не может. Он и с психологом занимается, но не очень помогает. Говорит, ему просто интересно попробовать пожить самостоятельно. Надеюсь, со временем тяга к побегам пройдет сама собой…
Мне дали номер телефона матери. Я позвонил и рассказал ей о его побегах. Женщина заверила, что раз в месяц навещает сына и при следующей встрече обязательно «прочистит ему мозги». На вопрос о том, что она будет чувствовать, если в один из таких побегов с мальчишкой, не дай бог, случится беда, женщина не ответила, лишь попросила меня не лезть не в свое дело. А потом сказала, что дарит ребенку подарки, платит алименты, и не нужно требовать от нее большего.
Маленьких бродяжек на улицах Тулы практически не видно, куда чаще попадаются вполне взрослые бомжи. И возникла мысль: а что если эти попрошайки и потрошители мусорных контейнеров — вчерашние безнадзорные дети, которые просто повзрослели? …
Каждая ситуация — индивидуальна
Мы попросили прокомментировать проблему тех, кого государство уполномочило защищать жизнь и здоровье маленьких граждан и их права.
Наталья Панченко, старший инспектор по особым поручениям УМВД России по Тульской области:
— Ежегодно на территории региона выявляются несовершеннолетние, требующие помощи со стороны государства. В том числе это несовершеннолетние, самовольно уходящие из мест постоянного пребывания. Сотрудниками полиции выясняются причины этого и принимаются меры в соответствии с действующим законодательством. С каждым таким подростком работают инспекторы по делам несовершеннолетних, педагоги и психологи.
Что касается описываемой ситуации, то мы провели рейд по одному из указанных журналистом мест. Заброшенное здание и ранее попадало в поле зрения сотрудников полиции, неоднократно проводились рейды, в ходе которых выявлялись взрослые лица без определенного места жительства. Однако несовершеннолетних там не было…
Наталия Зыкова, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области:
— Безнадзорные — это несовершеннолетние, за поведением которых отсутствует контроль со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, а беспризорный — это ребенок, не имеющий места жительства. Как правило, мы ведем речь о безнадзорных детях.
Дети не должны быть беспризорными, каждый ребенок находится на попечении родителей, законных представителей или на государственном попечении. И, в соответствии с законом, задача всех субъектов профилактики — своевременно выявлять таких детей для оказания помощи.
Причины побегов из дома или учреждений бывают разные: вредные привычки, желание проявить самостоятельность, конфликты дома, недопонимание со стороны взрослых и так далее. Каждая ситуация — индивидуальна, и в зависимости от этого строится работа с семьей и подростком. Если вы знаете о семьях, в которых дети растут безнадзорными, сообщайте в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства или уполномоченному по правам ребенка. А если встречаете безнадзорного ребенка на улице, в общественных местах, необходимо сообщить в полицию…