В воскресенье – День работников автомобильного и городского пасса- жирского транспорта. Накануне профессионального праздника тех, благодаря кому мы, пассажиры, комфортно и безопасно передви- гаемся по дорогам, корреспонденты нашей газеты побывали в одной из крупнейших транспортных компаний региона – ООО «Тульская ТК».
Как определить лучших, когда все такие?
Перед организаторами недавно прошедшего в ООО «Тульская ТК» конкурса профессионального мастерства водителей автобусов стояла трудновыполнимая задача: определить лучших из числа профессионалов, среди которых «плохих» по определению не имеется – им здесь работать не положено. Просто по той причине, что водители Тульской ТК заняты перевозкой людей. 220 автобусов компании перевозят ежедневно по 237 маршрутам по всей территории Тульской области около 50 тысяч пассажиров, а это, между прочим, население немаленького города. И закономерно, что отбор сюда строгий, случайных людей в коллективе нет: безопасность пассажиров – превыше всего.
Поэтому, когда участники построились перед началом состязаний, члены судейской комиссии уже понимали: победителей от остальных будут отделять мельчайшие, незаметные для неспециалиста нюансы…
Но, как бы то ни было, соревнования есть соревнования, и лучших среди высококлас- сных водителей 1-го и 2-го классов определить все же пришлось. Тем более что такие состязания уже не первые. В соответствии с планом предупредительно-профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения конкурс профессионального мастерства среди водителей автобусов ПАЗ-4234 и «ивеко», посвященный Дню работников автомобильного транспорта, при поддержке областного профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в ООО «Тульская ТК» проводится ежегодно.
Конкурс проходил в два этапа: отборочный и финальный. Участвовали 25 водителей из 12 обособленных подразделений компании: Арсеньевского, Алексинского, Богородицкого, Веневского, Дубенского, Ефремовского, Киреевского, Новомосковского, Плавского, Суворовского, Тульского, Щекинского. Водители проходили испытания по двум номинациям: знание Правил дорожного движения и скоростное маневрирование.
ПДД любой водитель здесь знает как «Отче наш», поэтому основная борьба развернулась при прохождении на время за рулем автобуса 7 фигур: «круг», «бокс», «стоянка», «тоннельные ворота», «змейка», «колея», «эстафета». Любой из этих навыков необходим и частнику, ездящему на своей «классике» на дачу, а уж человеку за рулем автобуса, везущего людей, – тем более. Виртуозное вождение больших пассажирских машин в исполнении классных водителей ООО «Тульская ТК» завораживало: казалось, это не составляет для них никакого труда, но за каждым отточенным движением чувствовался огромный, годами нарабатывавшийся опыт.
Отличное знание Правил и безукоризненное вождение продемонстрировали водители ПАЗа М. В. Солдатов (Богородицк) и «ивеко» Г. А. Щербаков (Алексин), занявшие в итоге первое место. Вторыми были А. А. Рапаков (Киреевск) и В. Н. Пеньков (Новомосковск). «Бронзу» судьи отдали В. В. Колчеву (Ефремов) и Д. С. Королеву (Тула).
Все участники, занявшие призовые места, получили ценные подарки от областного комитета профсоюза.
Ну а в целом соревнования показали: жизнь, здоровье и удобное передвижение пассажиров Тульской области обеспечивают настоящие профессионалы своего дела, работающие в одной из самых известных транспортных компаний региона.
Директор – о главных людях
- Да, нелегкая это задача: решать, кто достоин «золота», если все наши специалисты – золотые, - улыбается директор ООО «Тульская ТК» Александр Попов. - Высокую степень безопасности перево- зок, комфортные условия для людей даже самые современные машины сами по себе обеспечить не могут – без умелых рук и опыта человека за рулем. Поэтому мы нацеливаем наших водителей на постоянное повышение квалификации и стимулируем качественную работу. Численность работников у нас – более 1 200 человек, средняя зарплата, по сравнению с прошлым годом, возросла и составила за 9 месяцев текущего года почти 27 000 рублей (у водителей автобусов – около 30 000), что для предприятий транспортной отрасли в среднестатистическом регионе ЦФО – неплохой показатель.
Качественный труд так же должен оплачиваться. Большинство из 500 водителей автобусов у нас в основном первого класса. Ремонтники – преимущественно с высоким 6-м разрядом, имеющие право проводить ответственные ремонты, вплоть до капитального. Да и вообще транспортное обслуживание – это нелегкая работа. У нас есть водитель с 40-летним стажем Василий Турчин, так вот он за два года проехал 190 000 километров! Не всякий летчик столько «наматывает»…
- Александр Иванович, судя по словам водителей, их зарплата в последнее время возросла…
- По-другому нельзя. Наша компания – это команда, и ее главные люди – водители, ремонтники, диспетчеры и другие работники подразделений. В нынешних сложных условиях мы управленческий аппарат сократили. Главной задачей было сохранить коллектив, и мы ее решаем. Хотя кадровый дефицит специалистов, конечно, дает о себе знать.
Нужно постоянно двигаться вперед, развиваться, обновлять подвижной состав. Так, за счет внутренних резервов, сокращения издержек и экономии в текущем году приобрели 5 автобусов ПАЗ и 20 автобусов «ивеко». Хотя этого, конечно, недостаточно.
От нашей работы зависит социальное самочувствие многих тысяч жителей Тульской области. Во многих районах между множеством населенных пунктов курсируют только наши автобусы – частник там не ездит. Это – важнейший государственный социальный заказ. И пассажиров-льготников мы перевозим очень большое количество. Поэтому для нас важно накапливать определенный запас прочности – чтобы обеспечивать безопасность перевозок, повышать качество услуг.
К слову, такой определяющий показатель, как регулярность перевозок по маршрутам, за последние годы у нас значительно возрос и сейчас достигает 99,5%, что даже больше установленного нормативного минимума в 96%. Этому способствует и система ГЛОНАСС, которой оборудованы все машины, и тахографы, контролирующие движение, и повышение производственной дисциплины…
«Мы справляемся»
К сожалению, автобанов у нас мало. Вернее, их вообще нет. И даже далекий от транспорта человек понимает, что на наших дорогах «ухандокать» машину – проще простого. Тем более в тех медвежьих углах, где приходится ездить автобусам ООО «Тульская ТК». Срок их эксплуатации – от 5 до 7 лет. Многие из машин компании самортизированы, и их поддержание в работоспособном состоянии требует немалых усилий. Водители в соревнованиях участвуют, их и по телевизору показывают, но в транспортной компании работают и те, без кого ехать не получится: это ремонтники. А также те, кто обеспечивает ту самую регулярность, которая в ООО «Тульская ТК» – практически максимальная: речь о диспетчерах.
Слесарь по ремонту двигателей Альберт Демин способен «реанимировать» практически любой движок.
- Чаще всего приходится работать с поршневой группой, коленвалами, топливными насосами, форсунками, - рассказывает Альберт. - Новый автобусный двигатель, если его нормально обслуживать, «ходит» до миллиона километров. Ну, а потом – к нам, будем его «в чувство приводить», чтобы вторую жизнь обеспечить. Двигатель – это сердце машины, так что я, выходит, «кардиолог», - улыбается мастер. - Я здесь работаю уже семь лет, все устраивает: и условия труда, и отношение к рабочим руководства…
Любой автовладелец знает: самая противная из неисправностей – в электрике. Не в каждом автосервисе найдется нормальный специалист, досконально разбирающийся в хитросплетениях жгутов проводов и быстро решающий головоломки с пропавшей искрой и «массой». Автоэлектрик Виталий Болдин все это умеет…
- Если бы у нас дороги не посыпали и не поливали разной ерундой, то у меня меньше хлопот было бы, - говорит Виталий. - Оттого и «глючит» часто система электропитания: контакт пропадает. Хотя конечно, безопасное покрытие дороги – это очень важно. Поэтому будем и дальше разбираться с электрикой. И это радует: здесь я знаю, что нужен, и работа в Тульской транспортной компании интересная – как раз по мне…
У механика по выпуску Вадима Поддельщикова, казалось бы, работа спокойная: сиди себе на выезде с территории предприятия, в окно гляди. Но это только на первый взгляд… Вадим, считай, своим решением – выпускать или нет автобус в рейс – обеспечивает безопасность пассажиров.
- Я проверяю у каждой машины перед выездом исправность основных систем: тормозов, рулевого управления, световых приборов, подвески, крепление колес, - рассказывает механик. - Это большая ответственность, ну и нагрузка, соответственно, немалая, прежде всего, морально-психологическая. Но – справляемся…
Начальник отдела эксплуатации Ирина Бабанина и диспетчер Лариса Сидорова работают в теплом, светлом помещении с домашними растениями и прочими женскими штучками, создающими уют. Но вот только расслабиться тут некогда.
- Мы приходим, включаемся и «выключаемся» только под вечер, - смеются женщины. - Оформление нарядов и путевых листов, работа с водителями и кондукторами, контроль за подвижным составом – это только навскидку некоторые наши задачи. Мы обязаны с точностью до метра и минуты знать, где и в какой момент каждая машина находится – и на муниципальных, и на межмуниципальных маршрутах. И конечно, регулировать движение автобусов. Сейчас это стало труднее: очень много личного транспорта, из-за чего больше на дорогах пробок. Но нерешаемых проблем нет, пассажиры должны вовремя попасть туда, куда им нужно…
* * *
Можно было бы назвать еще много фамилий незаметных, на первый взгляд, работников ООО «Тульская ТК», но без каждого из них этот сложный и хлопотный транспортный механизм неминуемо начнет давать сбои. А значит, мы, пассажиры, столкнемся с тем, что не сможем куда-то уехать. Ради того, чтобы подобного не случалось, и работают эти люди, которые в воскресенье отметят свой профессиональный праздник. Пожелаем же им удачи: это важно, прежде всего, для нас самих…