Старый конь гаража не испортит
28 октября 2016 00:00

Автор: Никита СКОРИКОВ
Фото: Александр КОЛЕСНИК
Большинство российских любителей автостарины ограничиваются покупкой отечественной «классики». Но встречаются в частных гаражах уникальные экземпляры, которых не только в России, но и за рубежом – единицы. Корреспондент «Молодого коммунара» встретился с владельцами двух американских машин – «Олдсмобиль-88» и «Форд Т», которым место скорее в музее, а не на дороге.
Голливудский раритет
Пока мы с фотокорреспондентом ждали владельца «Олдсмобиля-88» 50-х годов выпуска, вокруг машины, выгнанной из гаража, стали скапливаться люди, которых интересовало буквально все – хромированный «самолет» на капоте, шины, первоначальный цвет автомобиля.
- Представляете, родная «резина» стоит, - восклицает один из мужчин, фотографируя раритет на телефон.
И действительно, машина будто сошла с афиш голливудских фильмов и в потоке припаркованных поблизости современных автомобилей смотрится белой вороной. У владельца, Юрия Одякина, первым делом интересуюсь, не утомляет ли назойливое внимание зевак.
- Я понимаю, что машина всем интересна, хоть и напрягает это немного, - рассказывает Юрий. - Когда покупал «Олдсмобиль», думал не только об экстерьере, но и о ходовых характеристиках. «Старичок» даст фору многим современным иномаркам: 245 лошадиных сил, объем двигателя – 5 литров. Я с детства заболел американской субкультурой 50-х, которые считаются «золотым веком» Штатов. Эта модель была одной из самых мощных на то время. Кстати, без преувеличения могу сказать, что мой экземпляр – единственный автомобиль этой модели в России, который сохранился в таком хорошем и оригинальном состоянии. Это – настоящий мужской автомобиль. Иногда, чтобы он завелся, приходится повозиться, но он никогда не подведет в дороге…
К слову, несмотря на возраст, у «Олдсмобиля» Юрия есть гидроусилитель руля и тормозов, коробка- автомат, кожаный салон. А началась вся история также с трудностей на таможне.
- Я мог ввезти его как «автохлам», то есть машину, которую нужно восстанавливать, тогда бы получил документы для движения по дорогам. Но чем старше машина, тем больше приходится платить, и в моем случае растаможка в несколько раз превысила бы цену автомобиля, поэтому я обратился в Министерство культуры РФ, и мне выдали документ о том, что это не автомобиль, а культурная ценность, - рассказывает коллекционер. - Сейчас начинающим «американоводам» классических авто придется основательно потратиться, чтобы влиться в этот клуб. Я успел взять эту машину до кризиса и считаю, что мне повезло. Сейчас купить заокеанскую классику даже по цене нового «Форд Фокуса» очень сложно. Да и проблемы с ввозом никуда не делись…
Доводить до ума «Олдсмобиль» пришлось долго – многие детали есть только в американских магазинах. Но все равно такой «шопинг» выгоднее, нежели ремонт и изготовление запчастей в тульских мастерских.
- Представляете, когда я реставрировал передок машины, в автосервисе мне выкатили ценник на хромирование бампера, в три раза превышающий оригинальную запчасть, купленную за океаном, - рассказывает Юрий. - Сейчас я восстанавливаю подвеску, все – сам, болтик за болтиком, ставить стараюсь оригинальное по максимуму. Не хочу, например, ставить пневмоподвеску, как делают на таких машинах многие мои коллеги в Америке. Даже родную ламповую магнитолу недавно восстановил. И ребята из клуба любителей автостарины помогают. Но мне труднее: я – «американовод», поэтому пришлось «прописаться» на зарубежных форумах. Кто захочет пойти по моему пути, нужно быть готовым и к этому...
Классическое бездорожье
- «Форд Т» – это первый конвейерный автомобиль Генри Форда. Конкретно мой экземпляр выпущен в 1924 году, - рассказывает Михаил Готесман. - Я занимаюсь классическими автомобилями с 1996 года. Все началось достаточно прозаично, у нас в семье у деда была знаменитая 21-я «Волга», на которой мы ездили отдыхать всей семьей в Крым. Уже тогда, в 90-е, были проблемы с запчастями – приходилось искать в таксопарках, где имелись списанные машины. А потом я узнал про «Форд Т» и просто влюбился в него. При первой же финансовой возможности через своего дальнего родственника в Мичигане купил и переправил в Россию…
На официальную растаможку требовались огромные деньги, поэтому пришлось зарегистрировать машину как культурную ценность. По мнению Михаила, российское законодательство к владельцам иностранной автоклассики относится сурово. «Культурная ценность» не подразумевает выдачи документов, которые разрешают передвигаться по дорогам общего пользования, поэтому нередко удел этих красавцев – лишь автовыставки. По словам реставратора, его главная цель – довести машину до изначального, практически заводского состояния. Все детали должны быть оригинальными.
«Фордов Т» в начале XX века было выпущено около 15 млн, поэтому проблем с запчастями нет. Несмотря на то, что в мастерах недостатка в Туле нет, владелец и сам порой не прочь залезть под капот своего ветерана. А тот, кто жертвует оригинальностью деталей, добавляя современные элементы, автореставратором называться не может.
- Мы такую отсебятину называем «колхозом», - говорит Михаил. - Так, когда-то в СССР было много трофейных немецких машин, и когда они ломались, ставили узлы от наших. Например, нередко можно было встретить в «Опеле» мотор и подвеску от «Победы». Эти автомобили не очень ценятся. А вернуть такое авто в первоначальное состояние выйдет дороже, чем купить аутентичный экземпляр. Не стоит устанавливать и узлы, не предусмотренные конструкцией. Нет «печки» – значит, одевайся теплее. Да, эти машины менее комфортны, чем современные, но в этом их прелесть – это автомобиль для души…
Клуб любителей автостарины в Туле начал формироваться в конце 90-х годов. Как вспоминает коллекционер, стоявший у его истоков, когда не было интернета, вполне нормальным считалось подойти на улице к владельцу такого же классического автомобиля, чтобы уточнить что-то. Автолюбители встречались чаще. С развитием интернета все перешло в электронный формат. Попасть в клуб просто – достаточно иметь классический автомобиль. Единственное, предупреждает Михаил, нужно быть готовым к тому, что это весьма дорогое занятие, вне зависимости от модели.
- Недавно, - говорит коллекционер, - я приобрел еще «Татру-87» 1942 года выпуска. Это очень редкая машина, по всему миру их насчитывается лишь несколько десятков (всего было выпущено 3 тысячи). Надеюсь ее за зиму оживить. Вот на нее все запчасти стоят баснословных денег, их сложно достать. Поэтому новых приобретений пока не планирую, сперва доведу до идеала то, что есть...