ТОЗ: рабочая элита + эффективное управление

Назад

21 октября 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Андрей ПАНИН

Фото: Сергей ШМУНЬ

В ходе недавнего пресс-тура по тульским оборонным предприятиям, входящим в холдинг «Высокоточные комплексы» ГК «Ростех», особый интерес у журналистов вызвал завод, с которого, собственно, и началась Тула оружейная. Впрочем, ТОЗ был интересен для СМИ всегда – это и «живая» история, и уникальные люди. 

   Хотя еще недавно дела на предприятии были не столь радужны. 
 - В 2011 году о былом могуществе ТОЗа в основном напоминали только стены, - говорит генеральный директор АО «ТОЗ» Илья Курилов. - Годовой оборот предприятия в 2011 году составлял 725 млн рублей. Прибыли не было, зато имелся убыток. Почти все оборудование устарело и морально, и физически. Одной из самых острых проблем была кадровая. Те люди, что оставались преданы заводу, по большому счету, оказались не у дел: не было заказов… 
  А потом ситуация разительно изменилась. Выходу из кризиса способствовала новая эффективная команда управленцев, сделавшая ставку на современные подходы в организации производства и на кадровый костяк ТОЗа. 
 - Факторов развития много, один из основных, считаю, – доверие к новым возможностям завода со стороны руководства холдинга «Высокоточные комплексы» Госкорпорации «Ростех», наших деловых партнеров, руководства региона, - продолжает Илья Николаевич. 
 - Важен тот факт, что ТОЗ теперь не просто механически выполняет госзаказ: в переоснащенных под современные технологии цехах впервые за долгие годы идет постановка новых изделий на производство. Нам доверяют освоение ответственной продукции, от которой, в том числе, зависит укрепление оборонного щита России... 
  Ну а больше всего радуют позитивные изменения тех тозовцев, которые отдали родному заводу почти всю сознательную жизнь. Таких здесь немало, и это о них говорят: элита тульского рабочего класса… 
  28-й цех ТОЗа – это сердце производства стрелкового оружия, здесь происходит сборка изделий – детали и узлы обретают завершенность, превращаясь в непревзойденные изделия, которые, собственно, и принесли мировую славу тульским оружейникам. 
  Длинный ряд верстаков, у которых идет неспешная, казалось бы, ручная работа – не придумали еще таких роботов, которые были бы способны заменить на этом производстве умелые и опытные руки слесарей-сборщиков. Эта работа скрупулезна и точна, поэтому суеты не терпит, но это не значит, что рабочие никуда не спешат: здесь все выполняется по графику – просто темп такой работы не бросается в глаза. 
  Над верстаком слесаря механосборочных работ 6-го разряда Александра Степановича Бухарева прикреплена к стене пожелтевшая газетная вырезка с портретом рабочего, больше похожего на профессора, с ружьем в руках. Мы спросили его: кто на фото? Александр Степанович пояснил: 
  - Это мой учитель, Анатолий Германович Руднев, легендарная личность на ТОЗе. Он пришел на завод в дни обороны Тулы, стал наладчиком револьвера системы Нагана. А после войны трудился в экспериментальном цехе, где проходили окончательную отработку новые модели охотничьего и спортивного оружия. Анатолий Германович был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина. Он меня обучил всему, что я сейчас и умею… 
  А умеет Александр Степанович многое (он сам уже обучил в цехе 10 учеников). Достаточно сказать, что при изготовлении дорогостоящих, высокохудожественных моделей охотничьих ружей выполняемая Бухаревым технологическая операция является одной из основных – она определяет надежность изделия. Он на ТОЗе с 1985 года, а с 1998-го работает с личным клеймом: это высшая оценка качества труда оружейника. 
   Также А. С. Бухарев не раз поощрялся Почетными грамотами и Благодарственными письмами предприятия. В 2006 году ему присвоено звание «Отличник качества Тульского оружейного завода». В 1991-м Александр Степанович награжден Почетной грамотой Министерства оборонной промышленности РФ и ЦК профсоюза, в 2003-м – Почетной грамотой Российского агентства по обычным вооружениям, а в 2007 году Министерство промышленности и энергетики РФ удостоило Бухарева звания «Почетный машиностроитель». 
  Его опыт уникален, поэтому логично, что Александру Степановичу всегда поручают сборку новых образцов, разрабатываемых отделом главного конструктора: именно Бухарев впервые держит в руках воплощенный в металле очередной замысел конструкторов завода. Через его руки прошли все самые сложные изделия, выпускавшиеся и выпускаемые ТОЗом – комбинированное двуствольное ружье ТОЗ-55 «Зубр», ТОЗ-84-10, ТОЗ-120, МТ-300, МТ-325, охотничьи карабины ТОЗ-78, ТОЗ-99, ТОЗ-122 и другое спортивное и охотничье оружие. 
  Отвечая на вопрос, не охотится ли он сам, Александр Степанович улыбнулся: 
  - Ну конечно, я охотник, а как же иначе. На утку хожу, на зайца. Понятное дело, что с тозовскими ружьями. Первым у меня было ТОЗ-87. Отличное ружье, проверенный временем образец, точный и безотказный. Да у нас вообще-то все изделия такие, хоть знак качества ставь… 
  А какие еще могут быть изделия, если на заводе трудится немало тех, чей заводской стаж исчисляется десятилетиями? У Бориса Васильевича Кривошеева с 1970 (!) года других записей, кроме «Тульский оружейный завод», в трудовой книжке нет. Начинал учеником и вырос до рабочего высочайшей квалификации – наладчика деревообрабатывающего оборудования 5-го разряда с личным клеймом. Очень редкий случай: в 1983 году Борису Васильевичу руководством предприятия было выдано удостоверение на право самостоятельно производить техническую приемку изготовленной им продукции и оформление на нее документации. 
  ТОЗ – это не только работа с металлом, но и с деревом. В лучших музеях мира посетители любуются на произведения оружейного искусства – тульские охотничьи ружья, в которых все составляющие: и ствол, и приклад из ценных пород дерева – это высокохудожественная «штучная» работа. Борис Васильевич Кривошеев участвовал в постановке на производство деталей для ружей МЦ 21-12, ТОЗ-87, ТОЗ-34, ТОЗ-106, специзделия 6П29. И одновременно осваивал оборудование для изготовления этих деталей. Он также занимался вместе с инженерами-технологами разработкой и отладкой приспособлений для деревообрабатывающих операций и производил обработку особо сложных и экспериментальных деталей с большим количеством переходов по 1-2 классу точности. Эта работа – сродни труду ювелира. 
  Борис Васильевич обучил ремеслу пятерых молодых рабочих. Его авторитет среди них непререкаем: еще бы – их еще на свете не было, когда Кривошеев уже работал на ТОЗе.
  - Мы многое пережили с нашим заводом, - рассказывает Борис Васильевич. - В 90-е годы зарплату месяцами задерживали, да и работы мало было: четыре дня в неделю трудились. Это было непривычно – ведь ТОЗ в три смены работал до того, и все равно часто времени не хватало на выполнение планов и заказов. Но мы выстояли, пережили трудности и в последнее время просто вздохнули с облегчением. Своевременно выплачивается зарплата. Растут объемы производства, цеха уже не простаивают. Радует то, что завод вернулся к нормальному ритму, к полноценной работе, мы по ней уже соскучились… 
  И с этим согласны все, с кем нам удалось пообщаться во время посещения Тульского оружейного завода. А если живет ТОЗ – будет жить и Тула, история это не раз доказывала. 


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных