Через тернии к звездам

Назад

14 октября 2016 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ

Новый министр образования РФ Ольга Васильева пообещала вернуть в школьную программу астрономию, что обрадовало и ученых, и преподавателей, и родителей. При этом все понимают: процесс возвращения будет происходить постепенно. Ведь 25 лет отлучения от школы — слишком большой срок.

Вспомогательная дисциплина

Непонятно, как это могло случиться в стране, первой в мире запустившей искусственный спутник на орбиту Земли и первой в истории человечества отправившей человека в космос. В начале 90-х астрономию убрали из списка обязательных дисциплин, а в 1998-м окончательно присвоили ей статус «вспомогательной», то есть факультативной. Со временем в большинстве российских педагогических вузов из-за отсутствия востребованности перестали готовить учителей, способных преподавать астрономию (ТГПУ им. Л. Н. Толстого — счастливое исключение, но об этом чуть позже). Сегодня сведения о том, как устроены планеты, звезды, Солнечная система и Вселенная, даются в рамках естественнонаучных курсов в разных классах, но на это в программе отводятся считанные часы. И стоит ли удивляться тому, что треть россиян убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли — таковы результаты соцопроса, проведенного в 2011 году…

Тем не менее сохранились школы, в которых астрономию все эти годы продолжали изучать серьезно и последовательно — благодаря преподавателям-энтузиастам и продвинутым родителям, голосующим за этот предмет в качестве дополнительного.

Учитель физики и астрономии тульского лицея № 2 Виктор Овсянников считает, что в нашем городе таких образовательных учреждений не так уж и мало: 1-й и 2-й лицеи, школа № 3, есть «астрономические» школы в Скуратово и в Мясново.

— Для лицея № 2 это традиция,— рассказывает Виктор Викторович.— У нас учатся дети с 5-го класса, но при этом существует Школа любознательных для младших школьников, где, в том числе, изучают и астрономию. Мы часто проводим открытые уроки, на которых присутствуют родители. Потом они нам признаются, что не узнают своих детей — так ребята увлечены, так горят у них глаза…

Астрономия стала зрелищной

В. Овсянников закончил ТГПУ им. Л. Н. Толстого как преподаватель физики. Наукой о небесных телах увлекся еще студентом — благо в университете преподают и астрономию, и астрофизику. С третьего курса подрабатывал лаборантом в планетарии, с четвертого начал преподавать во 2-м лицее. А потом пригласил в лицей поработать учителем астрономии и своего университетского педагога Татьяну Коняеву. Именно благодаря Татьяне Георгиевне Виктор полюбил астрономию — она сама ею страстно увлечена с юности. С тех пор, когда еще студенткой работала в Оренбурге на станции наблюдения за первым искусственным спутником Земли — это было в 1957 году.

Виктор Овсянников вместе с Татьяной Георгиевной готовят детей к олимпиадам. Самый успешный их ученик — Егор Алимпиев, который дважды становился призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по астрономии. Этим летом Егор принимал участие в сборах, проходивших в Санкт-Петербурге. Тульского лицеиста готовили к международной олимпиаде, где ему предстоит защищать честь страны.

На вопрос, в каком классе следует начинать изучать астрономию, Татьяна Георгиевна Коняева отвечает: «В шестом — седьмом, не позже».

— Если в средней школе это должен быть описательный курс, то в старших классах можно перейти на более высокий уровень, в частности, давать задачи по физике с астрономическим содержанием,— убеждена Коняева.— Наши педагоги уже сейчас это делают — на уроках физики…

В. Овсянников демонстрирует наглядные пособия: карту звездного неба, глобусы Луны и Марса. И небесную сферу системы Птолемея — ей немало лет, но на уроках она по-прежнему незаменима: с ее помощью рассчитывают движение небесных тел. Лицей компьютеризирован, аудитории оборудованы интерактивными досками и проекторами — так что ребятам можно показывать и научно-популярные фильмы. А их сегодня множество, существуют целые документальные сериалы, в которых рассказывается, как появляются галактики, как рождаются и умирают звезды… Кадры впечатляющие: новые технологии позволяют смоделировать любые процессы и явления. А какие снимки звездного неба сегодня делают супермощные телескопы!

— Астрономия действительно стала зрелищной,— комментирует Виктор Овсянников.— Однако я уверен, что и глобус, и карта, и фильм — все это инструменты в руках учителя. Возникнет интерес у ученика или нет — зависит только от педагога…

Двухмерные существа

Современные дети с увлечением смотрят фильмы «про космос» по телевидению и в интернете. В том числе, к сожалению, и псевдонаучные — таковых тоже немало. А тут еще и астрологические прогнозы, с которых начинается утро на каждом телевизионном канале. У В. Овсянникова есть рецепт: достаточно сказать, что раньше ученые зарабатывали на астрологии, чтобы заниматься астрономией,— и отношение к этому вопросу у ребят становится более критичным.

Детей интересует, есть ли жизнь на других планетах, погаснет ли Солнце и что будет после этого с Землей… А еще им интересно наблюдать за звездами, правда, сделать это современному городскому ребенку практически негде.

— Мы стали двухмерными существами — нас лишили звездного неба,— сожалеет Татьяна Георгиевна.— Даже если найти достаточно открытое пространство, ничего не получится: небо засвечено городскими фонарями. Многие из моих бывших учеников, до сих пор увлекающиеся астрономией, покупают телескопы и в отпуске или на выходных уезжают из Тулы на 100–150 километров, чтобы понаблюдать за звездами…

Последнее астрономическое событие, которое можно было видеть в городе — солнечное затмение, случившееся в марте 2015 года. Тогда все лицеисты и их учителя вышли на улицу с закопченными стеклышками и пленками, чтобы понаблюдать за тем, как тень наползает на солнечный диск. К ним присоединились жильцы расположенных поблизости домов. И это был один из самых главных астрономических законов в действии: увлечение «небесной» наукой бывает невероятно заразительным.

Кто будет космос осваивать?

— Важность астрономии в школе связана не только с формированием научной картины мира, но и с необходимостью развивать интерес к техническим наукам. Без изучения астрономии сложно ставить задачу освоения космоса, создания космических технологий,— подчеркивает доцент ТГПУ им. Л. Н. Толстого, кандидат физико-математических наук Дамир Нургулеев.— В нашем вузе в 80-х годах готовили учителей физики и астрономии. Сейчас будущие учителя физики изучают астрономию в рамках курса теоретической физики, но все необходимое для подготовки преподавателя астрономии в университете осталось.

Больше полувека у нас действует планетарий, школьники приходят на экскурсии, студенты делают лабораторные работы. Есть телескопы, которые тоже используются в учебном процессе. Недавно в университете в рамках Всемирной недели космоса состоялась лекция-экскурсия «Освоение космоса», в планетарий приходили студенты всех факультетов.

На факультете математики, физики и информатики много лет существует предметно-методическая комиссия, которая разрабатывает задания для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Думаю, что на базе ТГПУ можно организовать курсы повышения квалификации для преподавателей астрономии…

Ирина Скибинская.

Фото Сергея Шмуня.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных