Воскресенье 23 марта
Связаться с редакцией

Скандал вокруг «Курсистки»

Назад

07 октября 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ

В Тульском художественном музее впервые демонстрируются картины одного из ярчайших художников-передвижников Николая Ярошенко.

Полотна Н. А. Ярошенко для временной выставки в Туле предоставил Калужский музей изобразительных искусств — в обмен на работы К. А. Коровина из фондов нашего музея.

Картины Ярошенко в калужский музей были перевезены из имения Степановское (сегодня — Павлищев Бор Калужской области), принадлежавшего жене брата художника Елизавете Платоновне (ее образ запечатлен на одном из представленных в экспозиции портретов — «Дама с кошкой»). Здесь же можно увидеть великолепные портреты отца, матери и брата Николая Александровича, а также няни (предположительно, моделью для этой работы стала учительница, преподававшая в Павлищевской школе).

Есть на выставке и пейзажи: этюд «Горная речка», навеянный видами Кисловодска, в котором Ярошенко жил в последние годы, и «Извержение вулкана» — эта картина была написана под впечатлением от путешествия по Италии.

Калужане доставили в Тулу и одну из самых известных работ Н. А. Ярошенко — «Курсистку». Она была написана в 1883 году и впервые представлена на XI передвижной выставке. Сегодня трудно поверить, но эта картина вызвала неоднозначную реакцию современников. Мнения разделились. Одни высказывались о «Курсистке» восторженно, видя в образе девушки с книгами собирательный образ передовой студенческой молодежи 1880-х годов. Другие, настроенные консервативно и не одобрявшие стремления русских женщин к равноправию, картину ругали, а ее героиню называли «антипатичной девицей с выпученными глазами». Наверное, это особенно обидно было слышать Анне Дитерихс — жене В. Г. Черткова, секретаря Л. Н. Толстого. Ведь именно с нее, слушательницы Петербургских высших женских курсов, Ярошенко писал свою решительную студентку.

Тогда, во второй половине XIX века, многие работы Ярошенко на передвижных выставках воспринимались как вызов общественному мнению: «Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь»… Прошло более века, и сегодня их социальная направленность отошла на второй план. Современный зритель видит в Ярошенко прежде всего блестящего живописца, художника, тонко чувствующего психологию человека.

Николай Александрович написал около ста портретов. Его привлекали люди интеллектуального труда — писатели, ученые, актеры, общественные деятели.

Жена художника Мария Павловна Навротина говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».

Выставка продлится до 25 декабря.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных