Понедельник 12 мая
Связаться с редакцией

Спасают дети — и призвание

Назад

30 сентября 2016 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Сергей ШМУНЬ

По данным ВЦИОМ, 37% россиян считают профессию учителя «однозначно непрестижной», а 42% уверены, что учительская зарплата не позволяет жить достойно. Накануне Дня учителя «Молодой коммунар» побеседовал с педагогами тульских школ об их профессии.

Ирина Терехова, учитель начальных классов центра образования № 8 Тулы, педагогический стаж — 29 лет:

— В школу я пришла в последние годы советской власти, но именно в то время прошла какая-то очередная реформа образования, в результате учителя начальных классов стали получать неплохую зарплату, почти как военные. У меня тогда выходило 240 рублей в месяц. В девяностые все это рухнуло, и учителя погрузились в нищету. У меня было много предложений о работе. Но уйти и бросить школу я так и не смогла. Почему? Я не просто люблю детей — мне приятно видеть результат своей работы, тот момент, когда в глазах ребенка зажигается огонек.

Особенно ценно это видеть сейчас, когда совершенно другие времена. Я никогда не говорила и не говорю, что сейчас какие-то другие дети, что они плохие. Они просто требуют больше внимания.

Работать сейчас намного сложнее, чем еще двадцать лет назад — огромные требования, огромная ответственность. Считаю, что я ее выдерживаю, потому что ко мне уже начинают приводить своих детей мои первые выпускники. Это самая высокая оценка, как и успехи моих ребят…

Наталья Очкасова, директор Ступинской средней школы № 14 Ефремовского района, педагогический стаж — 18 лет:

— Я пошла учиться в педагогический колледж, а затем поступила в университет в самое тяжелое время — в начале 90-х. Но я шла за своей мечтой, за призванием. Когда поступала, не раз приходилось слышать, что я делаю что-то не то: говорили про учительскую зарплату, которая и так мизерная, так ее еще и не платят. Выбор профессии поддержала только семья: у нас к учителям всегда было принято относиться с глубоким уважением, поэтому мне никто не препятствовал.

В школу я пришла работать в 1998, когда зарплату задерживали и казалось, что нет никаких перспектив. Оборудования в школе — никакого, хорошо хоть зимой батареи были теплые. Первое время помогали родители, но я даже тогда не жалела о своем выборе: так мне нравилась работа с детьми! Я много готовилась к урокам, старалась привносить в них творческое начало, и таких учителей было много. Сейчас мы погрязли в бумажной волоките, занимаемся бесконечными отчетами, а уроки порой приходится отодвигать на второй план.

Из-за этих бумаг опускаются руки, были даже случаи, когда хотелось все бросить. Спасают дети — и то самое призвание. Бывает, придешь на работу без настроения, а заходишь в класс — и все меняется.

В школу нельзя идти ради денег. Хотя сейчас в сельские учителя именно этим и заманивают. Есть такие, кто ведется на подъемные в виде десяти окладов и на надбавки. Но только такие люди, если, кроме этого, их ничего не интересует, в школе надолго не задержатся.

Дети будут уважать учителя только в том случае, если он уважает себя и свою профессию. Был случай, когда ученик сказал учителю про ее туфли, мол, если вы в таких туфлях ходите, то чему вы можете нас научить? В нашей школе есть правило — мы не обсуждаем благосостояние человека, не оцениваем учеников и учителей по уровню дохода. И знаете, я замечаю, что постепенно учительский авторитет возвращается.

Галина Черкасова, учитель начальных классов Гвардейской средней школы Дубенского района, педагогический стаж — 1 год:

— Осознание того, что я учусь там, где надо, и после получения диплома обязательно буду работать по профессии, пришло после третьего курса Тульского педагогического университета, когда я впервые попала на практику в школу.

В нашей группе в университете учились одни девочки, уже несколько лет до нас на специальность «Учитель начальных классов» не поступало ни одного парня, а до этого, если они и были, я не слышала о том, чтобы кто-то из них шел в школу. Да и девчонки тоже туда не особенно стремились.

А на нашем курсе «что-то пошло не так», и многие решили работать по специальности. Несмотря на то, что в университете на нас в этом смысле никогда не давили. Правда, к нам приезжали директора из различных школ, приглашали, обещали хорошие условия, надбавки и так далее.

Ко мне несколько раз обращался директор Гвардейской школы, говорил, что им очень нужен учитель начальных классов. Я сама училась в Дубне, в обычной школе, а тут предложили поехать в село — в малокомплектную. Согласилась. И вот начинаю уже второй учебный год.

Мне сразу дали первый класс, в нем учится восемь человек, у нас только одна параллель. В первом классе со всеми доплатами я получала 25 тысяч рублей в месяц. Мне доплачивают около четырех тысяч за работу на селе, плюс — доплата молодому учителю, плюс — за дополнительное образование. Последнее — личный выбор учителя: хочешь зарабатывать, веди внеурочку. Это что-то вроде продленки на старый лад, только если мы на продленке делали домашнюю работу, то сейчас это дополнительные занятия в игровой форме. Они очень распространены: и дети заняты и учатся, и родителям не надо за ними спешить, и учителю подработка. Но от этого день получается загруженным полностью.

Учитель начальных классов приходит в школу первым, а уходит в числе последних, потому что после внеурочных занятий мы заполняем огромное количество бумаг, ведем электронные дневники, а ведь еще и к урокам надо готовиться. Ни о какой подработке или репетиторстве и речи быть не может. Нагрузка колоссальная, а эти бесконечные бумаги — главное, что угнетает. В остальном я довольна своим выбором.

А в школе, которую я окончила в Дубне, теперь обижаются и спрашивают, почему я к ним не пришла работать. А я каждое утро сажусь на рейсовый автобус и еду в свою школу в Гвардейский.

Еще одна трудность — это отношение родителей. Некоторые почему-то считают, что школа несет полную ответственность за их ребенка: они отвели его утром в класс, а вечером он должен прийти домой умным, воспитанным, трудолюбивым. От своей функции родители при этом отстраняются, да еще и к учителю порой относятся как к обслуживающему персоналу. Я сама училась в небольшом поселке, знаю, что раньше на селе учитель был самым уважаемым человеком. Теперь родители при ребенке могут позволить себе обсуждать учителя как угодно, а дети все впитывают, и иногда это прорывается. Тут сразу становится понятно, откуда что берется. Бывает обидно…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных