Почему железо «кусается»?
09 сентября 2016 00:00
Автор: Никита СКОРИКОВ
Фото: из личного архива А. Курбатова
Издревле вокруг кузнецов среди обывателей ходили слухи — мол, он и с металлом может разговаривать, и духами огня повелевать, а самым действенным магическим амулетом против ведьм и сглаза считалась подкова, выкованная хорошим кузнецом.
Времена изменились, и большая часть средневековых суеверий ушла в прошлое, а кузнечное дело стало просто одной из сотни рабочих профессий. Правда, по словам самих мастеров по металлу, в современной работе также не обходится без мистики.
Корреспондент «Молодого коммунара» поговорил с известнейшим в регионе мастером по металлу, председателем Тульской гильдии
Не колдовство, а традиции
Не секрет, что сегодня в кузницах используется современное автоматизированное оборудование, которого были лишены кузнецы прошлого, но основные символы кузнечного дела — наковальня и молот — так и остались неизменными. Например, у Александра Курбатова в мастерской десять наковален всех форм и размеров, но даже их, по его словам, в работе не всегда хватает. Нужна еще хотя бы одна. Горн также присутствует в мастерской каждого кузнеца, вот только если раньше они работали на угле, то теперь все кузницы массово переходят на газ.
Говоря о народных суевериях, мастер загадочно улыбается и говорит, что в них есть доля правды. Нет, с чертями и прочей нечистью встречаться ему не доводилось, но то, что изделие перенимает частичку души и характера мастера,— это проверенный им лично факт.
—
Придать же добрый нрав металлу может только мастер. При создании предмета, причем не важно, нож это или элементы металлической ограды, всегда нужно иметь хорошие помыслы в душе.
По словам А. Курбатова, он не приверженец создания одного лишь оружия, однако признает, что именно эти изделия наиболее подходят начинающему кузнецу для постижения мастерства. Дело в том, что в нем изначально заложены древние образы, которые человек, работающий с металлом, воспринимает интуитивно. И лишь освоив эти техники, заложенные у каждого из нас на уровне подсознания, можно переходить к более сложным работам.
Среди самых необычных ножей А. Курбатова — клинки из железнодорожного костыля, напильника и металлического троса. Более того, эксперименты с материалами порой дают неожиданные результаты — так, например, на лезвии ножа из троса проявился удивительный узор из точек.
Рассказывая об узорах, председатель гильдии оружейников отмечает: несмотря на то, что на протяжении многих веков любителями «колющего и режущего» ценились клинки из дамасской стали, ее рисунок не несет
Вначале было слово
В коллекции оружия Александра Курбатова несколько десятков всех видов охотничьих ножей, кинжалов, булав, многие из которых сейчас выставлены в тульском музее оружия, оружейной палате Московского Кремля и Эрмитаже. Но эти экспонаты могли и не появиться, если бы в жизнь кузнеца не вмешались сотрудники Центрального конструкторского исследовательского бюро
После окончания Абрамцевского
— Отдал свои работы на несколько выставок в Государственном музее оружия. Искусствоведам и художникам они понравились, и организовали уже персональную витрину,— рассказывает о пути к успеху мастер.— Зацепило их нестандартное видение обычных вещей: например, булава, сделанная в виде микрофона, или кинжал, рукоять которого представлена в виде розы. Секрет в том, что, помимо формы, я стараюсь давать имена своим клинкам — это порой позволяет «вытащить» даже самую безнадежную работу. Например, ту же булаву я назвал «Пиар», шпагу — «Мюрат», а кинжал — «Брут». Теперь, когда посетитель смотрит на работу, у него перед глазами возникают различные ассоциации, которые не позволяют глянуть на витрину лишь мельком. У меня есть целый список названий — очень важно его звучание, так называемая музыка слова. Иногда я даже специально делаю вещь под яркое слово…
Красота в гармонии
По словам Александра Курбатова, молодежь в профессию идет, но большинство из начинающих —
— Многие просто навесят на клинок много украшений и думают, что создали
У состоявшихся художников по металлу и
Для молодых кузнецов у мастера совет один — начинать нужно с малого и постепенно идти к вершинам мастерства. В этом, кстати, и состоит отличие
Но даже шедевры кузнечного мастерства довольно проблематично продать — рынок холодного оружия перенасыщен. К сожалению, биться за каждого клиента большинство кузнецов пока не готовы — благо есть возможность уйти от оружия к вполне «мирным» проектам.
— На коммерческих выставках оружия, где мы, тульские кузнецы, часто выступаем, продавцов уже больше, чем покупателей. Поэтому, если вы решитесь заниматься художественной ковкой оружия,