Примирение… с собой

Назад

02 сентября 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: eotperm.ru

Уже два года во всех тульских школах существуют службы примирения, призванные максимально эффективно и безболезненно разрешать любые нестандартные ситуации во время учебного процесса.

Права и обязанности

— Не понимаю, как могли учителя не знать, что девочки посещают сайты, где говорят о смерти,— директор центра образования № 7 в Зареченском округе Тулы Ирина Владимировна Симонова вспоминает о произошедшей весной трагедии, в результате которой погибли две 13-летние школьницы.— Проверять социальные сети детей — это обязанность родителей, а в нашей школе — и учителей. Как только замечаем что-то нестандартное, в работу включается наша служба примирения…

В ЦО № 7 служба была создана в 2014 году. Ее курирует социальный педагог, а в состав входят завуч по воспитательной работе, учителя, родители и… сами школьники. Привлечь к работе примирительных комиссий учеников рекомендуют методические материалы, но за два года и практика показала, что при разрешении нестандартных ситуаций ребята легче находят общий язык со сверстниками. Для работы в службе отобрали четырех старшеклассников, которые прошли дополнительную подготовку.

Вместе с педагогами мы вспоминаем громкие школьные происшествия последнего времени. Говорим об оказавшейся в Сети видеозаписи, где учитель в грубой форме отчитывает школьников.

— Современные дети хорошо знают свои права и умеют их не просто отстаивать, а качать,— говорит работающая в службе примирения учитель Ольга Алексеевна Пуханова.— Возможностей у них много: можно и на «телефон доверия» губернатора позвонить, и в случае чего выложить подобное видео на всеобщее обозрение. Наша задача — сделать так, чтобы ребенок с любой проблемой сначала пришел к нам, на это мы настроены. Говоря о правах детей, мы им всегда напоминаем и об обязанностях…

Выход в семью

В качестве нестандартных и требующих разбора ситуаций в школьной службе примирения рассматриваются самые разные. Опоздание ученика на урок — уже повод; заметили ребенка курящим — беседу проведет сначала классный руководитель, а затем, если потребуется, и служба примирения. Так же — с нецензурной лексикой, драками и другими конфликтами.

— Главное в нашей работе — не навредить ребенку, не сделать так, чтобы он почувствовал себя униженным или обиженным, что может привести к еще большей отрицательной реакции,— объясняет социальный педагог Наталья Анатольевна Папырина.— Если заметили ученика курящим, это не повод сразу вызывать родителей, выносить его на педсовет и ославлять на всю школу. У нас другие методы, главный из которых — слово и доверительная беседа, из которой становятся понятны причины, и только если сам ученик их осознает, он сможет пойти дальше, исправиться, если был неправ. В более сложных ситуациях служба примирения подключается в полном составе, но только с разрешения родителей…

В ЦО № 7 давно существует практика близкого общения учителей с родителями школьников. Дважды в год классные руководители ходят в гости к своим ученикам, а в семьи, требующие особого внимания,— и того чаще. Рассказывают, не проходит и недели, чтобы учителя кого-нибудь ненавестили.

— Случалось, что родители приходили к нам возмущенными: мол, как это так и почему мы лезем в личную жизнь семьи, но после наших объяснений они все понимали и даже уходили довольные таким повышенным вниманием,— рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Нина Александровна Борщова.— Выход в семью — правило нашей школы, о котором все наши ученики и родители знают…

На учете не состоят

Работе в интернете педагоги уделяют особое внимание, считая его одним из главных вызовов современным молодым людям. Все учителя зарегистрированы в популярных социальных сетях, где ведут группы своих классов.

— Мы наблюдаем за ребятами — в какие группы они вступают, о чем пишут на своих страницах, какие фотографии просматривают и размещают. Родителей просим следить за перепиской — все ради безопасности ребенка,— говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Олеся Николаевна Колканова.— Замечаем что-то странное — обязательно об этом говорим с учениками. Надо сказать, что ребята нам доверяют — приглашают в друзья, иногда делятся чем-то сокровенным, чего не могут сказать даже родителям, спрашивают совета…

Обращаются к учителям и психологам и родители — иногда даже приносят распечатки переписок детей — мол, как с этим быть? Шекспировские страсти не чужды и современному поколению, поэтому нередко приходится разбирать случаи первой влюбленности.

— Один мальчик влюбился и грозил свести счеты с жизнью, если девочка не ответит ему взаимностью,— вспоминают учителя одну из историй.— Нормальный парень, никаких странностей за ним никогда не было замечено, а тут такое. Может, он и шутил и на такой шаг никогда бы не решился, но вмешаться в этом случае служба примирения была просто обязана…

Задача службы примирения — предупреждать любые неприятные ситуации, а не только разрешать их, когда они происходят. Оценкой эффективности работы в центре образования № 7, например, считают тот факт, что ни один из учеников не стоит на учете в правоохранительных органах, а ведь центр объединяет две крупнейшие школы в Заречье.

Работа службы примирения распространяется на все классы, всех учеников, но очевидно, что конфликтные ситуации в первом и в десятом классах — не одно и то же.

— В каждом возрасте свои особенности и сложности,— подводят итог педагоги.— Подход нужен к любому ученику. По опыту, пожалуй, самый проблемный период — с 6 по 9 класс, когда происходит самое бурное физическое, психическое и гормональное развитие. Как правило, в старших классах ребята уже на что-то нацелены, готовятся к экзаменам, но мы и в это время не теряем бдительности…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных