Для профессии и для души
12 августа 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ.
Фото: Сергей ШМУНЬ
17 августа актеру Тульского академического театра драмы, заслуженному артисту РФ Валерию Жукову исполнится 75 лет.
«В человеке все намешано: и плохое, и хорошее»
В это трудно поверить. Да и сам Валерий Михайлович признается, что не чувствует свой возраст. Выглядит он поразительно молодо — и в жизни, и на сцене. При этом для поддержания физической формы ничего специально не делает — ну разве что зарядку, и то не систематически.
Большинство актеров, переходя из одной возрастной категории в другую, вынуждены перестраиваться, и не у всех это получается. Особенно тяжело женщинам: кажется, еще совсем недавно она играла юных романтических героинь, потом мам романтических героинь, а теперь ей предлагают только роли бабушек…
— У меня никогда не возникало таких проблем — возможно потому, что часто давали возрастные роли,— говорит Валерий Жуков.— Еще во время учебы, в начале
Валерий Михайлович — туляк. После школы закончил ремесленное училище, работал на заводе слесарем… А потом решил поступить в театральную студию при Тульском драматическом театре. Продолжил актерское образование в Московском театральном училище им. Б. В. Щукина.
За почти полвека работы на тульской сцене Валерий Жуков сыграл около ста ролей. Одна из последних наиболее запоминающихся работ — думский секретарь Минутка в спектакле «Расточитель», поставленном московским режиссером Овчинниковым по пьесе Лескова.
— В сентябре прошлого года я перечитывал произведения Лескова — тогда этого спектакля даже в планах нашего театра не было. Наткнулся на пьесу «Расточитель»: читал — и не мог оторваться, настолько она показалась мне интересной и главное — современной,— вспоминает Жуков.— Я тогда ходил по театру и говорил коллегам о том, что было бы хорошо ее поставить. Но тогда эта идея никого не заинтересовала. Мое желание увидеть «Расточителя» на тульской сцене не было продиктовано актерским эгоизмом: себя я ни в одной из ролей не видел. А потом, когда Лескова
Это интереснейший материал, прекрасный текст. Лесков считал, что пьеса у него получилась не слишком удачная, однако в этом смысле я с автором не согласен…. Мое амплуа — острохарактерный актер. Мне по душе такие роли, ведь в человеке все намешано: и хорошее, и плохое. Он — не плоский, как картонная доска…
И никто не возмущался
Валерий Жуков вспоминает о работе в еще одном спектакле прошлого сезона — «Как управлять мужчиной» («Лисистрата») в постановке художественного руководителя ТАТД Гарольда Стрелкова. Жуков жалеет о том, что эта яркая, неожиданная, вызвавшая бурные споры постановка пьесы Аристофана не удержалась на тульской сцене. Часть публики была шокирована наличием «непристойностей» в тексте, написанном две тысячи лет назад, часть просто не поняла спектакля.
— Я играл предводителя стариков — Стримодора. Работать со Стрелковым очень интересно, все его задачи были конкретны, понятны, понятна и основная идея,— подчеркивает Валерий Михайлович.— А публике, не принявшей спектакль, я бы посоветовал не просто смотреть на сцену, а попытаться подумать, что стоит за этим «видеорядом». Основная тема спектакля — антивоенная, это история о том, что может победить человеческую агрессию. Мне странно, что публика возмущается, тем более что в этом спектакле эротический сюжет воплощается только через метафоры. Помню, в
На площадке все равны
В списке сыгранных Жуковым ролей, кроме театральных,— около 70 кинематографических. Первый опыт работы в кино в его жизни случился в 1960 году, еще до театральной студии. Валерий узнал, что в Туле снимается фильм «Евдокия», и устроился в массовку. А настоящая работа в кинематографе для Жукова началась в начале
— О сериалах в последнее время говорят как о серьезном жанре, он действительно позволяет более подробно и многопланово рассказать историю. Но у нас пока мало кто умеет снимать сериалы на уровне большого кино,— считает Валерий Жуков.— Сейчас идет такой поток! Я через это прошел. Дают текст хорошо если за три дня, а иногда и за полчаса приносят на площадку — артист едва успевает пролистать. Режиссер показывает, как установить свет, расставляет артистов, одна репетиция — и все, «мотор!». А я театральный актер, привык работать с текстом, а не просто в нужный момент произносить слова. Но у меня есть и другой опыт. Мне очень повезло — я снимался у Сергея Урсуляка в двух картинах: «Исаев» и «Тихий Дон». Отличная профессиональная команда, серьезная работа, уважение к актерам. Ко всем, вне зависимости от степени известности. На съемочной площадке мы все равны…
В «Тихом Доне» Сергея Урсуляка снимались три актера Тульского академического театра драмы: Наталья Савченко сыграла тёщу Григория Мелехова Марью Лукиничну, Олег Есауленко — деда Сашко, Валерий Жуков — купца Мохова. Валерий Михайлович рассказывает, что съемки проходили в станице Еланской, недалеко от Вешенской — как у Шолохова. От той, старой, станицы, правда, ничего не осталось, кроме церкви и развалин старых домов, пришлось строить полномасштабные декорации…
Мы спросили Валерия Жукова, что он сейчас читает.
— Михаила Чехова. Это необходимо для профессии. Мы, актеры, такой народ: спроси любого — мы будто бы все знаем. А на самом деле не знаем ничего. Надо постоянно учиться, вспоминать, если в данный момент нет новой интересной работы — хотя бы читать. Это очень важно — сохранять себя в форме…
— Хорошо, Чехов — это для профессии. А для души?
— То, что для профессии,— и есть для души…