Из тени в свет
26 июля 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергей ШМУНЬ
В фондах Тульского областного художественного музея хранится более 20 тысяч экспонатов. Из них ежегодно демонстрируется менее 10%.
Картины — рядами, графика — стопками
В 2014 году, например, экспонировались 7,3% единиц хранения ТОХМ. На самом деле, это не так уж и мало: в мировой музейной практике 5–10% считаются нормой. Безусловно, ни один музей не в состоянии сразу показать все, что имеет,— площади ограничены. Ряд предметов демонстрируется в постоянной экспозиции музея и его филиалов, другие путешествуют по выставкам в родном городе и других регионах и странах. Но
Большая часть фондов художественного музея хранится в основном здании. Корреспонденты «Молодого коммунара» побывали в помещении на втором этаже, отданном под живопись и графику.
— Здесь около трех тысяч единиц хранения живописи и более пяти тысяч — графики. Еще 1270 живописных работ размещены в выставочном зале,— рассказывает главный хранитель ТОХП Галина Ересько.
В помещении душновато и довольно темно: здесь поддерживается оптимальный
—
Заплачено 1849 J
В фондах можно увидеть много любопытного. На стене — абстрактная картина в
Вместе с заведующей филиалом «ТОХМ» Тульского музейного объединения Людмилой Черезовой и Галиной Ересько изучаем два небольших живописных пейзажа, выполненных не на холстах, а на досках. Совсем недавно они были приведены в порядок и облачены в рамы, но окончательно еще не атрибутированы. Предположительно — Голландия, XVII век. Художник неизвестен. На оборотной стороне читаем загадочную надпись: «Заплачено 1849 J». Что это значит? Сотрудники музея говорят, что в фонды ТОХМ эти работы попали из частной коллекции.
Просим показать крупноформатные работы. Нас подводят к секции у окна. Огромные картины закрыты тканью. Приподнимаем краешек — и видим
У стены обнаруживаем старинный шкафчик с предметами, выполненными в технике «резьба по кости» холмогорскими мастерами. Есть невероятной красоты ларцы и иконы XIX века, но есть и работы современных художников. Странно видеть резную кость среди живописи и графики, но для Холмогор сделали исключение…
Тотальные сверки
Как ориентируются музейщики в этом обилии предметов? У каждого — свой номер, ему соответствует номер места на полке. На стеллажах висят листы с перечнями экспонатов. На выдвижных полках с графикой — карточки с именами авторов работ в алфавитном порядке. И все же человек — не компьютер, да и компьютер иногда ошибается. Поэтому в музейных фондах регулярно проводятся тотальные сверки.
Существует еще одно обстоятельство, о котором знают все музейные хранители: иногда работа не находится там, где она должна быть, просто потому, что… не хочет показываться сразу. Музейные фонды — место, где мистика дело обычное.
— В таких случаях я уже знаю, как себя вести,— улыбается Галина Ересько.— Если в первый момент не могу работу обнаружить, через некоторое время подойду с другой стороны, потом еще раз — и в конце концов обязательно ее нахожу: тут как тут, ждет, когда ее увидят…
О ближайших выставочных проектах Тульского областного художественного музея рассказывает Людмила Черезова:
— На днях мы отправили на юбилейную выставку в Третьяковскую галерею картину Ивана Айвазовского «Сигнал бури». В сентябре «Портрет Саввы Морозова» и «Деревня Хотьково» Валентина Серова поедут на выставку в ГИМ, которая готовится при участии
В следующем году запланирована вторая выставка русского авангарда в Еврейском культурном центре в Москве, на этот раз в экспозицию войдут 14 работ из фондов нашего музея. А картину Дейнеки «Бег» у нас попросили на выставку в Англии…
В настоящее время мы задумали еще один необычный международный проект. Известно, что существуют три авторские версии картины «Адам и Ева» итальянского художника Доменико Фетти: первая хранится в нашем музее, вторая — в Лувре, третья — в Лондоне. Было бы интересно показать их вместе…