Игорь Кантюков. Возвращение
24 июня 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Виктора Зиновьева.
«Don’t forget about swing» («Не забывай о свинге») — джазовый оркестр Тульской областной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Игоря Кантюкова представил новую программу.
Четыре тенора и
Тульский
Впечатления от концерта: блестящие музыканты, сложные, оригинальные и очень красивые аранжировки, потрясающие импровизации, безупречное оркестровое и ансамблевое звучание. Профессиональный уровень настолько высокий, что есть все основания надеяться, что с появлением этого коллектива Тула снова может стать джазовой столицей. Как в конце
Когда джаз запрещали
Именно в оркестре Кролла начинал профессиональную карьеру Игорь Кантюков, дирижер и аранжировщик нового тульского
— Игорь Васильевич, вы начали играть джаз студентом музыкального училища…
— Да, со второго курса. Мы создали свой первый коллектив: Володя Девяткин играл на фортепиано, Саша Симоновский на барабанах, я — на басу… А по специальности в училище мы все были баянистами… Какую музыку играли? Ту, что передавали по радио «Голос Америки». Сидели, крутили ручки приемника, ловили передачи о джазе, мелодии запоминали на слух — тогда еще магнитофонов не было… Да и вообще джаз был запрещен, и когда мы выступали, объявляли автора композиции так: «прогрессивный негритянский композитор…». А вот боссанову можно было играть, ее тогда джазом не считали, она проходила как «бразильская народная музыка»…
Потом я служил в оркестре Тульского арт — училища, которым руководил Генрих Самойлович Гиндес: играл на тубе. И, кстати, к Кроллу в оркестр меня сначала взяли как тубиста — там уже были два контрабасиста. А потом они уехали, и я стал играть на контрабасе…
Игорь Васильевич перечисляет коллективы, в которых работал в конце
«Целлофан» надоел
Ансамбль «Мелодия» был создан при Всесоюзной студии грамзаписи. Яркий, талантливый и универсальный коллектив, участвовавший в записи пластинок советских эстрадных звезд, а также записывавший музыку к документальным и игровым фильмам. Именно тогда Игорь Кантюков начал активно писать аранжировки, он участвовал в создании программ для Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Леонида Серебренникова, Надежды Бабкиной. Аранжировал песни Владимира Высоцкого — в
— А как вы пришли в кино?
— Мы часто сами делали аранжировки музыки для фильмов. Некоторые авторы вообще могли только мелодии сочинять, другие владели искусством аранжировки для симфонического оркестра, а специфику киномузыки не понимали. А еще были композиторы, которые все умели, но просто не успевали аранжировать свою музыку
В 1979 году меня попросили написать аранжировку «Бесаме мучо» к фильму «Москва слезам не верит». Я написал. Моя работа в фильм не вошла, но она очень понравилась редактору ленты, и меня пригласили поработать на следующем фильме Меньшова «Любовь и голуби». А мой дебют в кино как композитора начался с ленты Андрея Ермаша «Пациент профессора»…
Игорь Кантюков делал аранжировки к фильмам «Возвращение Будулая», «Дети капитана Гранта», «Анкор, еще анкор!» и многим другим. Он написал музыку к десяткам фильмов, среди которых «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Квентин Дорвард», «Черная Стрела», «Перехват», «Князь Юрий Долгорукий»,
История возвращения Кантюкова в Тулу в качестве дирижера
— Это правда, что в
— Да, но, возможно, это
— Вы всю жизнь в профессии, но за это время джаз много раз менялся, появлялись новые тенденции…
— Да,