Укрощение стимпанком

Назад

31 мая 2016 00:00

 0
Город Т.

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: автора

К открытому в минувшие выходные в Туле новому памятнику гигантской Блохе — гипертрофированному персонажу сказа Н. Лескова — накрепко прилипло прозвище «Киборг».

В кремле — не место

А повод был самый что ни на есть благостный — 135-летие с момента первого издания «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» Николая Лескова. Именно в мае 1881 года в журнале «Русь» была опубликована первая часть сказа, после чего он допечатывался еще в двух номерах.

Левша давно и прочно признан символом трудового мастерства туляков, у стен Туламашзавода открыт памятник ему, держащему в руках ту самую крошечную блоху, о которой рассказывают экскурсоводы. Издатель Игорь Золотов, решивший соорудить новый памятник, посвященный самому известному тульскому персонажу, посчитал легенду недостаточно раскрученной, в том смысле, что из нее можно выжать больше для повышения туристической привлекательности Тулы. Так родился день рождения Левши.

Впрочем, история с блохой-киборгом началась еще раньше. Несколько месяцев назад Золотов обнародовал проект нынешнего памятника, который намеревался установить в кремле, дабы еще пуще подчеркнуть связь туляков с историческими корнями и удивлять туристов. В организованном тогда голосовании в интернете туляки инициативу не поддержали, решив, что «киборгу» в древних стенах не место.

Идея поставить памятник там, где он в итоге оказался — в арт-пространстве Ликерка Лофт, появилась относительно недавно и выглядела как компромисс. В самом деле, территория бывшего ликероводочного завода — площадка для различных творческих экспериментов, и один из них вылился в скульптурную композицию «Укрощение Блохи».

Главное — не блоха

«Укрощение…» скульптурой в прямом смысле не является, то есть оно не высечено или отлито, а собрано из различных деталей (винтиков, проводков, трубочек, шестеренок и даже пулеметов и лент к ним) и выполнено в стиле стимпанк (направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин). Гигантскую трехметровую блоху, выполненную в масштабе 1200:1, подковывает Левша обычного человеческого роста. Блоха претендует на попадание в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое насекомое, запечатленное в скульптуре.

Тульский же легендарный мастер в сравнении с делом своих рук получился в композиции какой-то уж совсем простой — это всего лишь металлический профиль с золотыми волосами и в такого же цвета фартуке. На странный диссонанс обратили внимание гости церемонии открытия. Позже им пояснили, что Левша — это силуэт, пример правильной позы, в которой нужно фотографироваться с Блохой.

Автор идеи композиции Игорь Золотов объяснил:

— Лесков утверждал, что его сказ основан на цеховой легенде, но с присущими жанру признаками — гиперболой и аллегорией. Все это есть в нашей работе. Композиция символизирует борьбу Добра и Зла и показывает, что в малом и на первый взгляд несерьезном может таиться огромная опасность. Абсолютное зло, как правило, и вырастает из малого. Но и противоядие этому злу находится также в малом — в данном случае на кончике гвоздя Левши, где сконцентрирован дух победы и спасения. Именно гвоздь Левши является «гвоздем» композиции. Теперь чтобы увидеть работу тульского мастера, не понадобится «мелкоскоп». Гвоздь Левши станет новым сувениром и оберегом из Тулы…

Издатель предложил сделать день рождения Левши новой тульской традицией и отмечать его ежегодно в конце мая большим фестивалем, первый из которых он провел на свои деньги.

На открытой площадке Ликерки Лофт играла музыка, каждый желающий мог собственноручно изготовить фирменный гвоздь с логотипом праздника, а девизом события стали слова: «Я Левша! Я Тула», которые можно было записать в одно слово и с хэштегом выложить в социальные сети. Тульский бас Геннадий Шеверев исполнил знаменитую «Песню о блохе» на музыку М. Мусоргского.

За свой счет, но с выгодой

Несмотря на то, что к «Укрощению блохи» туляки, судя по их комментариям, отнеслись неоднозначно, в минувшие выходные соцсети наводнило множество фотографий с новым оригинальным символом города.

«История о профессиональной и ювелирной работе превратилась в историю борьбы с монстром»,— писали горожане в комментариях.

Или: «Великое событие — блохокуйство свершилось! И бегущего бизона и поющего Кобзона, наверное, проще остановить, чем кующего Игоря».

А также: «Золотов молодец, немногие готовы за свои деньги ставить объекты. Ну а оценку даст время и туристы. У меня уже есть интерес, хоть раз, но взглянуть».

Отметим, что памятник автор идеи также установил на свои деньги. Впрочем, инициатива И. Золотова до конца бескорыстной все-таки не является: там же, на Ликерке, он открывает сувенирно-выставочную лавку своего имени. Продаваться там будут оригинальные поделки, связанные как с новой Блохой, так и с предыдущей его идеей — Хвостом, памятник которому установлен около одного из корпусов Тульского госуниверситета.

В лавку, справедливости ради, можно заглянуть и просто так — как в маленький музей. Во-первых, посетители увидят самое первое издание сказа о Левше Николая Лескова 1881 года, которое автор выкупил и теперь представляет на обозрение всех желающих. Кроме того, в витринах — издания сказа разных лет, включая советский период.

На полках также расположились книги возглавляемого Игорем Золотовым издательства ШАР и предметы его коллекционирования — шары из разных частей света и шарообразные предметы. Есть даже пузатый тульский самовар! В оформлении небольшого творческого уголка помогал известный тульский художник Александр Карташов.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных