А это кто в дешевой маечке? Я, Вань, такую же хочу…

Назад

27 мая 2016 00:00

 0
Репортерский перекресток

Автор: Никита СКОРИКОВ

Фото: radikal.ru

Число россиян с доходами ниже прожиточного минимума выросло с предкризисных 10% до 13, а это почти пять миллионов «новых бедных». Понятно, что больше стало тех, кто между картошкой и новыми штанами выбирает то, что можно съесть. Одежду покупают, конечно, но уже без былого энтузиазма…

«Купите что-нибудь!»

Хотя сейчас предотпускная пора, по словам продавцов, заметен резкий спад спроса на одежду вообще и на летнюю в частности. Торговцы сулят скидки до 50%, но даже они не везде работают. Наши земляки, кажется, решили свести траты на несрочные покупки к минимуму.

Если крупные торговые сети могут за счет запасов позволить себе, чтобы выжить, временное снижение чистой прибыли, то для индивидуальных предпринимателей, доход которых практически сразу идет на закупку нового товара, ситуация, очень, мягко говоря, удручающая.

Центральный рынок — это бюджетный сегмент брюк-ботинок.

— Купите что-нибудь, цену скину! — с надеждой в голосе зазывает продавец торговой точки в павильоне Надежда. Поняв, что сбыть ничего не удастся, она вздыхает и говорит, что дела плохие — покупателей почти нет. Торговцам из длинного ряда магазинчиков, во многих из которых к тому же предлагается схожий товар, приходится биться за каждого клиента, чуть ли не хватая людей за рукава.

— Хозяйка нас в следующем месяце в неоплачиваемый отпуск отправляет. Сама встанет за прилавок,— рассказывает Надежда.— Хорошо тем продавцам, которые на улице стоят, у них дешевле, потому что аренда меньше. Народ в первую очередь к ним идет. Сейчас на качество уже мало кто смотрит, главное — цена. Если так дальше будет, придется закрываться, вот как ребята по соседству…

Рядом — несколько пустых павильонов, в которых уныло торчат голые манекены. В разговоры продавцы вступают неохотно.

— А что говорить… Это торговля. Если задеру цену, товар ляжет мертвым грузом. Если занижу, буду работать себе в убыток. Вот и крутись тут,— раздраженно говорит не пожелавшая представиться женщина и уходит чаевничать с коллегами. Что за прилавком стой, что чай пей — результат один…

Точки для более респектабельного шопинга — ТЦ «Гостиный двор» и «Утюг». Здесь на первый взгляд оживленнее, чем на рынке. Но это только видимость, говорят продавцы. Народу тоже стало меньше. Причем раньше было много «экскурсантов» — шатающихся, но редко покупающих. Но сейчас туляки заметно охладели к такому времяпрепровождению, видимо, чтобы не расстраиваться: на прилавках вон сколько всего, а в бумажнике…

— Даже в качестве развлечения, как раньше, не ходят,— жалуется Светлана, продавец магазина одной из популярных сетей одежды, расположенного в «Гостином дворе».— Для нас это минус. Когда гуляющих много было, нет-нет да и купят что-то. Или «глаз положат» на ассортимент, чтобы вернуться потом…

По словам продавцов, покупатель сейчас пошел «конкретный». Он идет в торговый центр или на рынок за какой-то определенной вещью, на которую у него есть сумма денег, и на другие товары уже не смотрит, как раньше.

Все без исключения продавцы сходятся во мнении, что покупатели сейчас в первую очередь думают о практичности, а не о модных тенденциях. Поскольку каждый рубль на счету, потребительское поведение меняется — самой популярной одеждой становится универсальная, которую можно надеть и на прогулку, и в офис.

Самые экономные не могли не обратить внимание на ультрабюджетные варианты торговых точек, такие, как магазины «секонд-хэнд». Чтобы воочию убедиться в этом, корреспондент отправился в подобную торговую точку.

Тысяча рублей — полметра вешалки

Но, как водится, если кому-то где-то стало хуже, обязательно найдутся те, кто выиграл. В «сытые» годы магазины «секонд-хэнд» и торговые точки с массовым, очень дешевым азиатским товаром («тысяча рублей — полметра вешалки»), конечно, имели своего покупателя. Без неимущих у нас никогда не обходилось. Но то, что в этих магазинах происходит сейчас, можно назвать их звездным часом.

Проспект Ленина. В магазинчике с одеждой для очень непритязательной публики многолюдно. В примерочные кабинки стоит очередь из женщин средних лет с кучками разномастной одежки.

— Очень увеличился поток покупателей. Очень! — возбужденно говорит постоянно отвлекающаяся на клиентов продавец Татьяна.— Лето пришло, люди стараются закупиться по невысокой цене, экономить все ведь стали. Ну а что, да — секонд-хэнд. Но вторые руки — не третьи же, а цена приятная. Все возрасты к нам заходят — и студенты, и домохозяйки, и офисный народ даже…

А еще есть вариант недорого приодеться, используя интернет. Многие знакомые автора этих строк делают покупки на онлайн-ресурсах, кооперируясь и получая за большой объем заказа скидки. То есть в то время когда «реальные» магазины терпят убытки от отсутствия спроса, «виртуальные» зарабатывают за счет низкой цены, в которую не включается арендная плата и зарплата продавца.

Владельцы магазинов, страдающих от отсутствия клиентов, в частных беседах говорят, что, скорее всего, придется менять стратегию продаж. Либо закупать больше продукции низкого ценового сегмента вместо статусных брендов, либо подыскивать новые помещения подешевле — не на проспектах, а в тех же спальных районах. Там ведь тоже люди живут. Такая вот экономика.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных