У крапивенского храма и петергофских фонтанов — один автор

Назад

27 мая 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Максим ХЛАНТА

Фото: из архива автора

22 мая, на Николу весеннего (в день памяти перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари), в старинном уездном городе Крапивна отпраздновали 400-летие первого письменного упоминания о приходе храма Николая Чудотворца.

«Послужити строителем»

До второй половины XVIII века все пять церквей Крапивны были деревянными. Самой древней среди них была Никольская. Храм во имя святителя Николая Чудотворца с приделом святых мучеников Флора и Лавра был известен уже в 1616 году. Принято считать, что это первое упоминание о существовании прихода и самого храма.

До 1759 года церковь была деревянной и уже стояла на нынешнем месте. Строительство каменного храма шло на протяжении пяти лет. Основной вклад в это внес тульский купец Герасим Стефанович Сушкин, «сподобившийся,— как он писал в прошении,— послужити на гроб родителя своего, строителем». Грамота на строительство храма приходу была дана правящим архиереем преосв. Порфирием. В мае 1764 года по благословению преосв. Феодосия архимандритом Тульского Предтеченского монастыря Иларионом было совершено освящение новопостроенной церкви.

Проект храма был составлен архитектором Иваном Бланком. Он известен постройками Знаменской церкви в Царском Селе, Троицкой церкви в Красном Селе, фонтанов «Шахматная гора» и «Римские фонтаны» в Петергофе. Вскоре его детищем стал и Свято-Никольский храм в Крапивне, первоначальный чертеж которого 1740-х годов хранится в РГАДА. Являясь одним из последних в России зданий, возведенных еще в духе архитектуры середины XVIII столетия, храм построен в стиле провинциального барокко.

В географическом описании 20 губерний Российской империи Филипп Генрих Дилтей отмечает, что в 1767 году в Крапивне была соборная церковь. Именно новопостроенная Никольская становится таковой после упразднения Троицкого монастыря и установления его церкви в качестве приходской для селян из слобод Крапивны.

В начале XIX века Крапивна начинает разрастаться в своих границах, территориально увеличивается площадь городских слобод и прилегающих деревенек. Растет и число прихожан городских храмов. Поэтому в 1821 году прихожане просили у правящего епископа Авраама благословения пристроить к Никольской церкви два придела: на правой стороне — во имя Покрова Божией Матери, а на левой — во имя Алексия, митрополита Московского. Кроме того, прихожане, в числе которых были и богатые крапивенские купцы 1-й и 2-й гильдии, просили пристроить и колокольню. В числе жертвователей и ктиторов Никольского соборного храма были тульские и крапивенские купеческие династии, к которым относились такие знаменитые промышленники и предприниматели, как М. Л. и А. И. Юдины, братья Тимофеевские, братья Залесские, Г. М. Барков, М. И. Малютин, Т. Залесков, Г. С. Сушкин, Н. С. Белобородов и многие другие.

Внешнему устройству храма с пятью главами, покрытию его железом и внутреннему украшению много содействовал церковный староста Григорий Иванович Сушкин, получивший от епископа Дамаскина похвальный лист «за усердие к храму Божию». Одновременно с приделами, в 1822 году, была построена высокая каменная колокольня, на которой размещалось 6 колоколов общим весом 195 пудов (самый большой — 107 пудов).

Кроме внешнего нарядного убранства, храм издревле отличался и своим внутренним украшением. Богатый позолоченный иконостас упоминается в храмовых записях середины XIX века, он сохранился до наших дней практически неизменным. К середине позапрошлого столетия на ризах и в утвари Никольской церкви числилось более 8 фунтов серебра 84 пробы и более 14 фунтов низшего достоинства.

Отстояли храм

После 1917 года началась реализация планомерной антицерковной программы власти. Коснулась она и Крапивенского уезда, затем преобразованного в район. К концу 1930-х годов были закрыты все действующие храмы, кроме Свято-Никольского. Долгое время партийное руководство не посягало на этот древний оплот веры Христовой. Соборный храм не закрывался и в самые тяжелые годы гонений на Церковь, и во время Великой Отечественной войны. Настоятелям Никольского храма в 1920–40-е годы приходилось непросто, ведь на их глазах закрывались церкви, на сослуживцев заводились сфабрикованные дела, духовенство отправлялось в лагеря. Контроль за оставшимися священниками велся самым жесточайшим образом.

Тяжелым испытанием для прихожан Свято-Никольского храма стала Великая Отечественная война. Крапивна была занята фашистами 28 октября 1941 года и освобождена 19 декабря того же года на престольный праздник Свято-Никольского храма. Именно с заступничеством святителя Николая Чудотворца крапивенцы до сих пор связывают избавление их дорогого городка от захватчиков.

В сложные годы советской власти, в период хрущевских гонений храм несколько раз собирались закрыть. Очередная попытка была предпринята властями в 1961 году и на протяжении нескольких последующих лет — ввиду того, что в районе был еще один действующий храм Николая Чудотворца — в п. Кочаки. Однако стараниями настоятеля храма закрытия церкви в 1960-е годы не произошло. Чудесным образом удалось отстоять Свято-Никольский храм от поругания. Именно в этот период настоятелем его стал человек ответственный и умудренный годами служения Церкви Христовой — протоиерей Серафим Хланта. В первые годы его настоятельства проводились обширные работы по обновлению кровли храма и его внешнего убранства, ибо храм практически не ремонтировался с послевоенных лет. Также еще одной важной задачей настоятеля было сохранение чтимых храмовых икон и поддержание внутреннего благолепия в церкви.

Никольский храм в безбожное советское время только один уцелел среди пяти церквей Крапивны, и на его настоятеле лежала большая ответственность: сохранить этот значимый культурный памятник, непоруганную святыню. Позже Постановлением Совмина РСФСР 1969 года Никольскому храму п. Крапивна присвоен статус памятника архитектуры всесоюзного значения.

Самым сложным в тот период было найти компромисс с властью, которая перешла от активного богоборчества к позиционному противостоянию. Крапивенский приход являлся одним из самых тяжелых по его внутренней обстановке. Районный партийный аппарат вел наблюдение за состоянием жизни на приходе. Главной задачей о. Серафима было наладить контакт с местными органами власти для того, чтобы спокойно окормлять паству своего прихода, в состав которого входила большая часть Щекинского района. Более 30 лет отдал о. Серафим служению в Свято-Никольском храме, на территории которого был похоронен в 1994 году.

В 90-е годы весь облик церкви говорил, что она переживает тяжелые времена вместе с ее прихожанами.

В XXI веке происходит новое рождение храма — начинаются полномасштабные ремонтные работы. С 2010 года это легло на плечи молодого и активного настоятеля о. Владимира Роста, который стал достойным продолжателем дела своих предшественников. Местные жители с радостью оказывали посильную помощь в таком благом деле, как ремонт храма. Труды по улучшению благолепия в Свято-Никольском храме ведутся и по сей день.

В настоящее время служба в церкви регулярно совершается в субботние, воскресные и праздничные дни. Храм открыт каждый день для прихожан, постоянно происходит требоисправление. Основа прихода Свято-Никольского храма — пенсионеры, учителя, провинциальные жители, служащие и работники культуры, школьники и студенты. Именно их усилиями и были подготовлены праздничные мероприятия, которые прошли 22 мая.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных