Герои и антигерои жкх

Назад

27 мая 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: aeroquest.ru

В Тульской области представлен первый рейтинг управляющих компаний. Он разрабатывался по поручению врио губернатора Алексея Дюмина и основан только на объективных показателях, повлиять на которые искусственно невозможно.

Не уйти в минус

Задача рейтинга — максимально комплексно оценить работу управляющих компаний (УК) и сделать эти данные достоянием общественности с целью помочь конечному потребителю услуг сориентироваться на рынке ЖКХ.

Опубликованный на днях рейтинг представляет собой таблицу, разделенную на три группы — зеленую, желтую и красную. В первой — отличники управления многоквартирными домами, во второй, самой многочисленной,— УК со средними показателями работы, в третьей — те, кому следует подтянуться. В дебютный рейтинг вошли 132 управляющие компании области, хотя, по данным Госжилинспекции, лицензий на соответствующую деятельность в настоящее время выдано 195. В рейтинге не учитывались УК, приступившие к управлению менее трех месяцев назад, по которым пока недостаточно информации для их оценки.

Объективность рейтинга при разработке его методики поставлена во главу угла. Был проанализирован опыт публичной оценки управляющих компаний других регионов. В основу рейтинга УК Тульской области легли шесть основных критериев:

1) задолженность УК перед ресурсо — снабжающими организациями;

2) обоснованные жалобы жителей;

3) неисполнение предписаний Госжил- инспекции;

4) административные штрафы;

5) наличие единого платежного документа;

6) размещение отчетов о деятельности УК в интернете.

По каждому критерию УК начисляется определенное количество баллов, по сумме которых затем и составляется рейтинг. Самый большой проступок — наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, по нему можно получить и отрицательный результат. К слову, пять УК в рейтинге умудрились уйти в минус. Их руководителям, по словам начальника Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) по Тульской области Алексея Бирюлина, следует крепко задуматься о продолжении деятельности либо предпринять срочные меры по устранению нарушений и выходу в плюс.

— Все показатели рейтинга — объективные, ни на один из них невозможно повлиять искусственно. Единственная возможность для управляющей компании повысить свой рейтинг — хорошо работать,— комментирует А. Бирюлин.

Рейтинг — не константа

Начальник ГЖИ пояснил, что учитываемые показатели привязаны к площади домов, которые находятся в управлении каждой УК. Например, наличие даже двух жалоб у маленькой компании может стать серьезным поводом для ее понижения в таблице, в то время как у крупной эта цифра для потери баллов должна быть выше. Но в любом случае каждое обращение должно быть рассмотрено и отработано, как и предписания ГЖИ.

Рейтинг, по словам его авторов, защищен и от недобросовестной конкуренции, то есть возможных вбросов, и учитывает только обоснованные жалобы жителей. По той же причине в ГЖИ решили не использовать процедуру голосования за УК в интернете, чтобы избежать накруток.

— Рейтинг позволит максимально оценить работу управляющих компаний и донести результаты оценки до общественности,— продолжает А. Бирюлин.— Результаты будут актуализироваться ежеквартально, публиковаться на сайте ГЖИ и в СМИ. Кроме того, сами участники рейтинга получают возможность взглянуть на себя со стороны и устранить допущенные нарушения, что приведет к оживлению конкуренции. В целом потребителям услуг становится легче сориентироваться на рынке ЖКХ. Рейтинг должен помочь жителям сделать осознанный выбор управляющей компании для обслуживания своих домов…

Сейчас в ГЖИ работают над системой поощрений для лучших управляющих компаний и мерами для стимулирования отстающих. Они, как и сам рейтинг, разрабатываются с учетом мнений и предложений общественности. Все предложения будут вынесены на обсуждение общественного совета при региональной Госжилинспекции.

— Предложенная методика оценки нами обсуждалась и была принята, причем включение в нее пунктов, связанных с открытостью отчетов о деятельности УК и удобством обслуживания (наличие единой квитанции), произошло по предложению общественного совета,— рассказал председатель общественного совета при ГЖИ Дмитрий Гольтяков.— В то же время рейтинг не является константой. Не исключены его трансформации в дальнейшем. Мы будем смотреть, как развиваются события, как реагируют на рейтинг управляющие компании и жители.

Репутационное значение

«Молодой коммунар» узнал, как отнеслись к созданию рейтинга и его первым результатам жители многоквартирных домов и представители управляющих компаний.

Тулячка Наталья Матвеева, старшая одного из домов в Советском районе, считает итог рейтинга закономерным, а саму процедуру полезной:

— Наша действующая УК попала в красную зону, и меня это не удивило: мы полгода не видели слесаря в нашем доме, на многие обращения просто не получали ответов, а зимой пришли такие счета за тепло, что многие за головы схватились. В управляющей компании дали какие-то невнятные объяснения и продолжили спокойно работать. В итоге мы решили сменить УК и, видимо, правильно сделали, а теперь вот и рейтинг это подтвердил. Надеюсь, он поможет жителям других домов, которые мучаются со своими компаниями.

УК новомосковца Сергея Надеждина оказалась в середине таблицы. У таких компаний есть стимул для развития и хороший потенциал.

— С нами, в общем-то, нормально работают,— говорит мужчина.— Двор хорошо убирают, в подъездах чисто. Перед отопительным сезоном проводят опрессовку батарей, всегда об этом сообщают заранее. Если что-то меняется, то всегда на подъездах вешают объявления. Я считаю, это правильно, когда люди знают свою управляющую компанию, а сотрудники относятся к жителям по-человечески.

Пока в ГЖИ думают о мерах поощрения лучших тульских УК, сами руководители компаний считают, что уже попадание в зеленую зону — хорошее репутационное приобретение.

— Конечно, попадание в элиту рейтинга будет поводом для гордости, но хотелось бы, чтобы наши коллеги этим не злоупотребляли и не козыряли на каждом углу,— считает Юлия Акинина, руководитель одной из УК, работающих в Туле.— Хорошо, что рейтинг будет регулярно обновляться и следить за ним можно будет в динамике. Так станет понятно, какие компании пришли всерьез и надолго и готовы общаться с жителями лицом к лицу.

Рейтинг управляющих компаний Тульской области размещен на сайте gzi.tularegion.ru

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных