ЛитеЛаТула

Назад

17 мая 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Сергей ШМУНЬ

Первый тульский фестиваль детской книги «ЛитераТула-2016» объединил на одной площадке 25 книжных издательств, более 20 авторов — писателей и иллюстраторов — и собрал за три дня несколько тысяч посетителей.

Помогали многие, сделали трое

В прошлом году Тула принимала фестиваль «Книжка под подушку», организованный благотворительным фондом «Культура детства» и книжным автобусом «Бампер». «ЛитераТулу» придумали и сделали туляки, те же, что год назад привозили «Книжку…», с той лишь разницей, что нынешний проект — полностью авторский, за который, по сути, взяли на себя ответственность три человека: идейный вдохновитель — владелица магазина детской книги «Корней Иванович» Ирина Рочева, директор библиотеки ТГПУ им. Л. Н. Толстого Юлия Иванова и владелец тульского магазина комиксов Владимир Апенов.

— Единственным нашим спонсором было министерство культуры и туризма Тульской области, за что мы им очень благодарны: нам предоставили площадку в кремле, поддержали материально и организационно,— говорит Ирина Рочева.— Вся программа, приглашения издательств, писателей, организация — были на нас. Первоначально планировали проводить «ЛитераТулу» в сентябре, но потом нам предложили сделать это в мае, поэтому на организацию было всего три месяца. За это время нам удалось объединить вокруг идеи фестиваля детской книги немало хороших людей. Например, молочный комбинат бесплатно разместил на упаковках «снежка» и кефира рекламу «ЛитераТулы», что было настолько уникально для России, что это даже обсуждали в интернете. Нам предоставили шатры для проведения ярмарки и встреч с писателями. Помогли и наши постоянные покупатели, со многими из которых мы лично знакомы и дружим…

Фестивалю повезло с погодой, во всяком случае в первые два дня. В субботу, правда, поднялся сильный ветер, буквально сносивший шатры, поэтому ярмарку перенесли к стенам кремлевского атриума. А в воскресенье из-за дождя «ЛитераТула» перебазировалась в торговые ряды, где проходили мастер-классы и встречи, а столы с книгами разместили прямо в проходах.

Из огромных детских кубиков в кремле сложили название фестиваля, в котором известный издатель и публицист Борис Куприянов предложил заменить одну букву, чтобы получилось совсем по-детски «ЛитеЛаТула».

«Молодые взрослые»

Фестиваль открылся в пятницу днем. В кремле развернулось несколько площадок. Работала ярмарка, собравшая порядка 25 российских издательств, в основном специализирующихся на детской литературе: от мелких, в активе которых всего одна книга, до самых известных — таких, как «Самокат», «Настя и Никита» и др. В детском шатре проходили мастер-классы, разыгрывались спектакли, устраивались встречи с писателями. Издательский шатер представлял новые книги, здесь проходили дискуссии и «круглые столы» по актуальным литературным темам.

В течение двух дней на открытой площадке волонтеры — студенты ТГПУ — проводили детские квесты, ими же и придуманные. Детвора и подростки носились по территории кремля, разгадывая загадки из истории и литературы, получая за это книжные призы.

В пятницу вечером гостям «ЛитераТулы» показали театрализованное открытие, придуманное и исполненное силами тульского арт-пространства «Барабан». Постановку «История историй, или Как хранили сказки до появления книги» разыграли актеры Тульского академического театра драмы. Играла этно-фолк-команда LaVerden, фаер-шоу продемонстрировал «Театр огня».

В самый насыщенный событиями день, субботу, в кремле прошел конкурс «Страница 16» — детская версия чемпионата по чтению вслух «Открой рот». Одной из самых популярных площадок в этот день стал шатер комиксов — здесь можно было увидеть и приобрести новые издания, пообщаться с теми, кто придумывает и издает комиксы.

— У нас четких возрастных границ нет,— признались молодые ребята, продающие комиксы.— Да их и не может быть, потому что это очень разноплановый жанр. Дети и подростки собирают комиксы про супергероев. Существуют комиксы-сериалы про любовь — для девочек. Много предложений для подростковой рефлексирующей аудитории — комиксы о внутреннем мире, о недопонимании, о первой любви и так далее. И даже на совсем серьезные темы — о войне, о межнациональной розни, о Холокосте…

Основные потребители комиксов, как нам рассказали, это категория young adult — «молодые взрослые», то есть старшие подростки и молодежь до 21 года. Издатели говорили о том, что к современным комиксам не стоит относиться пренебрежительно — это вполне серьезные издания, авторы которых получают престижные награды.

— Читать комикс — особый навык: тут работают оба полушария мозга — нужно одновременно и читать, и смотреть, и сопоставлять все это,— объясняли идеологи комиксов.

Детям — о взрослых проблемах

На фестивале много говорили о широте тем в современной детской литературе: хорошо это или плохо — писать в книгах для детей о войне, межнациональной и религиозной розни, разводах и любовных отношениях.

— Мнения разные,— объясняла Ирина Рочева.— Многие взрослые этого не принимают, потому что в их детстве таких книг не было. Что до профессионалов, то они новому тренду, безусловно, рады. Впрочем, он новый, да и то относительно, только для России — в Европе и США взрослые проблемы в детской литературе поднимаются давно и успешно. Сейчас и в нашей стране появилось достаточно книг для детей о важнейших проблемах современности. К примеру, на «круглом столе», где писатель Ольга Громова представляла книгу о войне «Сахарный ребенок», было не протолкнуться. Еще одна книга на военную тематику «За секунду до взрыва» Екатерины Польгуевой, которая была представлена на фестивале, повествует о современных событиях на Украине, хотя место действия там не называется… У такой детской литературы есть несколько принципов — писать честно, не приукрашивая, но без натуралистических подробностей…

Подводя итоги «ЛитераТулы-2016», организаторы отмечали, что фестиваль детской книги в Туле явно прижился: только за первые два дня он собрал более двух тысяч посетителей. А в первый день книг было продано больше, чем на всем прошлогоднем фестивале «Книжка под подушку».

— Я верила, что это возможно — воспитать в Туле аудиторию, которой интересны хорошие детские книги,— говорит идейный вдохновитель «ЛитераТулы» И. Рочева.— В России не так много независимых книжных магазинов, а детский — только один, и он в нашем городе. Туле есть чем гордиться! …

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных