Хороший хор: точная интонация плюс дисциплина

Назад

17 мая 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: filarmonia-tula.ru

В феврале 2016 года у старейшего коллектива областной филармонии, Тульского государственного хора, появился новый художественный руководитель — известный дирижер, хормейстер, доцент кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Александр Соловьёв.

Как ловить «зайцев»

Профессиональное резюме Александра Соловьева занимает несколько страниц. В нем большое количество впечатляющих проектов, фестивалей, имен известных музыкантов, с которыми Александр сотрудничает.

— Мы живем в век скоростей. Надо успевать все, причем без потери качества,— подчеркивает Александр Владиславович и признается, что образец существования в профессии для него — Валерий Гергиев. Действительно, пожалуй, только Валерий Абисалович может на протяжении полутора суток дать концерты в Туле, Орле, Белгороде и Смоленске и одновременно открывать фестиваль Дениса Мацуева в Москве…

Ситуация, в которой необходимо заниматься сразу несколькими проектами, для Александра Соловьева абсолютно органична. Помимо художественного руководства двумя престижными смотрами искусств «Дню Победы посвящается…» и «Осенним хоровым фестивалем имени профессора Бориса Тевлина» он в должности декана возглавляет работу с иностранными учащимися Московской консерватории.

— Есть поговорка: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». А мы гонимся одновременно за несколькими «зайцами» и ловим всех,— шутит он.

Александр — выпускник дирижерского факультета и аспирантуры МГК им. Чайковского. Участвовал в мастер-классах выдающихся хормейстеров Куно Аренга (Эстония), Эрика Эриксона (Швеция). Преподает с 1994 года. Творческий универсализм Соловьев приобрел во многом благодаря многолетней работе в легендарном «Ленкоме» Марка Захарова, где ныне также выступает в качестве дирижера. В 2005 году был дирижером-постановщиком японской оперы «О-Нацу», а в 2008-м основал Концертный хор Московского государственного педагогического университета. Важный опыт руководителя профессионального коллектива А. В. Соловьев приобретал в течение пяти лет в Госхоре им. А. В. Свешникова под управлением своего учителя профессора Б. Г. Тевлина, где работал помощником художественного руководителя, хормейстером. С августа 2012 года А. Соловьев возглавляет Камерный хор Московской консерватории и становится официальным представителем России в совете Всемирных хоровых игр ассоциации «Интеркультур».

Каждый концерт — экзамен

Важнейший творческий инструмент Соловьева — Камерный хор Московской консерватории, в котором он пел еще студентом. Хор изначально создавался для работы с современным репертуаром — многие композиторы именно этому коллективу доверяли первое исполнение своих произведений.

— Мой учитель, профессор Борис Григорьевич Тевлин, воспитал во мне важный принцип: строго следовать авторскому тексту, чтобы на репетиции композитор услышал именно то, что сочинил,— говорит Александр.— Для меня каждый концерт — это экзамен не только перед публикой, но и перед авторами: и нашими современниками, и классиками…

Соловьев чтит память своего учителя, на средства Президентского гранта он издал академическую монографию о жизни и творчестве Б. Г. Тевлина. К слову, предложение возглавить Тульский государственный хор он принял во многом потому, что И. А. Михайловский, который руководил ТГК около 40 лет, так же, как и Тевлин, был учеником известного дирижера и педагога В. П. Мухина. Дополнительным аргументом стал отреставрированный Колонный зал дома Дворянского собрания в качестве репетиционной площадки.

— Прекрасная акустика Колонного зала помогает певцам,— утверждает Соловьев.— В таком благородном месте хочется ставить благородные задачи…Еще один важный аргумент: Тульский хор — единственный в России региональный профессиональный хор, имеющий статус государственного. Во всяком случае, других я не знаю. Государственный хор — это соответствующий масштаб, и, формируя его репертуарную политику, надо мыслить более крупными мазками, стратегически…

Качество XXI века

Александр уверен, что хоровое искусство сегодня актуально, так как главное в нем — сплоченность, стремление каждого влить свой голос в голос коллектива.

— «Театр начинается с вешалки, а хор — с дисциплины»,— цитирует Б. Г. Тевлина Александр Владиславович.— В нашей жизни слишком много разболтанности, расхлябанности. А хор дисциплинирует. Индивидуализация, эгоцентризм очень хорошо лечатся хором…

Существует два типа хормейстеров: люди, получающие удовольствие от самого процесса репетиций, и люди, заточенные на результат. Я отношусь ко второй категории, поэтому тщательно планирую свое репетиционное время. Это необходимо: когда ты профессионально востребован, нужно держать себя в тонусе. У меня нет права на ошибки: потерять профессиональную репутацию легко, а я ею очень дорожу…

Соловьев вступил в должность художественного руководителя Тульского государственного хора в начале 2016 года. А уже в феврале ТГК впервые выступает на сцене Большого зала Московской консерватории в проекте «Песни любви». 27 февраля поет в Малом зале МГК в концерте, посвященном 95-летию А. Бабаджаняна. 9 марта в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя принимает участие в концертной программе торжественной церемонии вручения премии имени Святейшего Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов».

— Это было очень важное выступление, все волновались. Нас слушал Святейший Патриарх Кирилл, он дал высокую оценку звучанию сводного хора, состоящего из 200 певцов…Не менее знаковое событие — выступление, организованное посольством ФРГ в рамках проходящей в Музее им. Пушкина выставки «Кранахи. Между ренессансом и маньеризмом». Меня попросили к этому вечеру подготовить произведение, связанное с периодом реформации, а 80-я кантата Баха написана на текст и мелодию хорала Мартина Лютера. Задача была сверхсложная — в кратчайшее время выучить это непростое произведение, и тульский хор с ней справился… Я рад, что доверил эту работу Сергею Сидоренко — новому хормейстеру коллектива, хоровому и оперно-симфоническому дирижеру…

Еще один масштабный проект, в котором участвовал ТГК,— IV открытый фестиваль искусств, посвященный Дню Победы «У войны не женское лицо». В рамках фестиваля 6 мая наш хор пел в Большом зале консерватории, а 9 мая в Концертном зале Тульской филармонии представил программу «Аккорд Победе».

Свою функцию как художественного руководителя Александр Владиславович видит прежде всего в том, чтобы сформировать творческое лицо коллектива, разработать репертуарную политику — и вывести его на главные площадки страны. Соловьев решает не только творческие вопросы: у ТГК появился свой логотип (название коллектива вписано в стилизованный самовар), планируется сшить новые костюмы для певцов.

Что такое хороший хор? По словам Соловьева, прежде всего — точная интонация, строгое следование авторской партитуре, художественный вкус, яркое сценическое воплощение — сегодня невозможно «стоять» весь концерт, необходимо синтезировать новый тип программ, в том числе вводить в арсенал ТГК элементы хорового театра…

— В 2018 году Тульский государственный хор будет отмечать 75-летие, и мы стремимся работать так, чтобы к этому моменту обрести качество, которое соответствует профессиональной планке XXI века,— подчеркивает Александр Соловьев.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных