Хороший хор: точная интонация плюс дисциплина
17 мая 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: filarmonia-tula.ru
В феврале 2016 года у старейшего коллектива областной филармонии, Тульского государственного хора, появился новый художественный руководитель — известный дирижер, хормейстер, доцент кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Александр Соловьёв.
Как ловить «зайцев»
Профессиональное резюме Александра Соловьева занимает несколько страниц. В нем большое количество впечатляющих проектов, фестивалей, имен известных музыкантов, с которыми Александр сотрудничает.
— Мы живем в век скоростей. Надо успевать все, причем без потери качества,— подчеркивает Александр Владиславович и признается, что образец существования в профессии для него — Валерий Гергиев. Действительно, пожалуй, только Валерий Абисалович может на протяжении полутора суток дать концерты в Туле, Орле, Белгороде и Смоленске и одновременно открывать фестиваль Дениса Мацуева в Москве…
Ситуация, в которой необходимо заниматься сразу несколькими проектами, для Александра Соловьева абсолютно органична. Помимо художественного руководства двумя престижными смотрами искусств «Дню Победы посвящается…» и «Осенним хоровым фестивалем имени профессора Бориса Тевлина» он в должности декана возглавляет работу с иностранными учащимися Московской консерватории.
— Есть поговорка: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». А мы гонимся одновременно за несколькими «зайцами» и ловим всех,— шутит он.
Александр — выпускник дирижерского факультета и аспирантуры МГК им. Чайковского. Участвовал в
Каждый концерт — экзамен
Важнейший творческий инструмент Соловьева — Камерный хор Московской консерватории, в котором он пел еще студентом. Хор изначально создавался для работы с современным репертуаром — многие композиторы именно этому коллективу доверяли первое исполнение своих произведений.
— Мой учитель, профессор Борис Григорьевич Тевлин, воспитал во мне важный принцип: строго следовать авторскому тексту, чтобы на репетиции композитор услышал именно то, что сочинил,— говорит Александр.— Для меня каждый концерт — это экзамен не только перед публикой, но и перед авторами: и нашими современниками, и классиками…
Соловьев чтит память своего учителя, на средства Президентского гранта он издал академическую монографию о жизни и творчестве Б. Г. Тевлина. К слову, предложение возглавить Тульский государственный хор он принял во многом потому, что И. А. Михайловский, который руководил ТГК около 40 лет, так же, как и Тевлин, был учеником известного дирижера и педагога В. П. Мухина. Дополнительным аргументом стал отреставрированный Колонный зал дома Дворянского собрания в качестве репетиционной площадки.
— Прекрасная акустика Колонного зала помогает певцам,— утверждает Соловьев.— В таком благородном месте хочется ставить благородные задачи…Еще один важный аргумент: Тульский хор — единственный в России региональный профессиональный хор, имеющий статус государственного. Во всяком случае, других я не знаю. Государственный хор — это соответствующий масштаб, и, формируя его репертуарную политику, надо мыслить более крупными мазками, стратегически…
Качество XXI века
Александр уверен, что хоровое искусство сегодня актуально, так как главное в нем — сплоченность, стремление каждого влить свой голос в голос коллектива.
— «Театр начинается с вешалки, а хор — с дисциплины»,— цитирует Б. Г. Тевлина Александр Владиславович.— В нашей жизни слишком много разболтанности, расхлябанности. А хор дисциплинирует. Индивидуализация, эгоцентризм очень хорошо лечатся хором…
Существует два типа хормейстеров: люди, получающие удовольствие от самого процесса репетиций, и люди, заточенные на результат. Я отношусь ко второй категории, поэтому тщательно планирую свое репетиционное время. Это необходимо: когда ты профессионально востребован, нужно держать себя в тонусе. У меня нет права на ошибки: потерять профессиональную репутацию легко, а я ею очень дорожу…
Соловьев вступил в должность художественного руководителя Тульского государственного хора в начале 2016 года. А уже в феврале ТГК впервые выступает на сцене Большого зала Московской консерватории в проекте «Песни любви». 27 февраля поет в Малом зале МГК в концерте, посвященном
— Это было очень важное выступление, все волновались. Нас слушал Святейший Патриарх Кирилл, он дал высокую оценку звучанию сводного хора, состоящего из 200 певцов…Не менее знаковое событие — выступление, организованное посольством ФРГ в рамках проходящей в Музее им. Пушкина выставки «Кранахи. Между ренессансом и маньеризмом». Меня попросили к этому вечеру подготовить произведение, связанное с периодом реформации, а
Еще один масштабный проект, в котором участвовал ТГК,— IV открытый фестиваль искусств, посвященный Дню Победы «У войны не женское лицо». В рамках фестиваля 6 мая наш хор пел в Большом зале консерватории, а 9 мая в Концертном зале Тульской филармонии представил программу «Аккорд Победе».
Свою функцию как художественного руководителя Александр Владиславович видит прежде всего в том, чтобы сформировать творческое лицо коллектива, разработать репертуарную политику — и вывести его на главные площадки страны. Соловьев решает не только творческие вопросы: у ТГК появился свой логотип (название коллектива вписано в стилизованный самовар), планируется сшить новые костюмы для певцов.
Что такое хороший хор? По словам Соловьева, прежде всего — точная интонация, строгое следование авторской партитуре, художественный вкус, яркое сценическое воплощение — сегодня невозможно «стоять» весь концерт, необходимо синтезировать новый тип программ, в том числе вводить в арсенал ТГК элементы хорового театра…
— В 2018 году Тульский государственный хор будет отмечать