Хороший учитель — это…

Назад

13 мая 2016 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Ирина МИХАЙЛОВА

Фото: Сергей ШМУНЬ

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого Александр Андреевич Орлов избран академиком Российской академии образования.

В отделении философии образования и теоретической педагогики РАО как член-корреспондент Александр Андреевич состоит с 2001 года. Недавно он был избран академиком РАО. Заметим, что в стране всего 253 члена РАО, из них академиков чуть более 120. Орлов входит в элиту российских ученых, занимающихся проблемами педагогики, пользуется безусловным авторитетом у коллег. И, несмотря на солидный возраст (в этом году ему исполнится 78 лет), активно работает со студентами и аспирантами, ведет научно-исследовательскую деятельность, принимает участие во всевозможных форумах и конференциях. Корреспондент «Молодого коммунара» встретился с Александром Андреевичем, воспользовавшись небольшой паузой в его графике: он только вернулся из Волгограда и собирался лететь в Крым на очередную конференцию.

 — Удачно получилось, что она проходит именно в Крыму накануне праздника Победы,— говорит академик Орлов.— На 9 Мая останусь, поеду в Севастополь — это моя родина…

Александр Андреевич окончил историко-филологический факультет Крымского государственного педагогического института им. М. В. Фрунзе, учился в аспирантуре НИИ общей педагогики АПН СССР. В Тульском педагогическом университете работает с 1977 года. В 1985-м защитил докторскую диссертацию «Управление учебно-воспитательной работой в школе». Надо заметить, что в то время докторов педагогических наук в стране было мало, поэтому еще с конца 80-х годов Орлова стали регулярно приглашать в диссертационные советы, работавшие в российских вузах.

В 2015 году на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого под руководством А. А. Орлова был открыт объединенный диссертационный совет на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальностям: общая педагогика, история педагогики и образования и теория и методика профессионального образования.

 — Диссертационный совет существовал и раньше, но сегодня по решению министерства идет сокращение количества советов за счет их объединения. Нас объединили с курским и брянским,— поясняет Орлов.— Впрочем, у нас защищаются и из других городов — Челябинска, Рязани, Москвы…

На вопрос, удается ли тульскому диссовету удерживать высокую планку качества, Александр Андреевич лаконично отвечает: 

 — За год я прочитал 55 диссертаций, из них к защите допущены четыре. И еще приезжала дама из Санкт-Петербурга, хотела защитить докторскую. Ей пришлось уехать ни с чем….

Орлов не раз выигрывал гранты Минобрнауки РФ и РГНФ на проведение фундаментальных и прикладных педагогических исследований в области методологии и технологии образования. На средства одного из грантов в ТГПУ в 2014 году была создана научно-исследовательская лаборатория «Проектирование системы оценивания результатов образовательного процесса».

 — Одна из главных проблем отечественной системы образования — ее забюрократизированность,— считает Орлов.— Принимая решения, государство часто игнорирует мнение научного сообщества, не прислушивается к экспертам. В результате у нас фактически отсутствует стратегия развития образования.

Зато есть много мифов. Например, миф о ЕГЭ — о том, что он служит социальным лифтом для детей из провинции. На самом деле, если верить цифрам, процент иногородних, поступающих в столичные престижные вузы, мало изменился. Зато изменилось образование в школе — там теперь не учат, а готовят к ЕГЭ. Результат: приходящие в вузы первокурсники не умеют думать и говорить… Мотивация узнать что-то новое, чему-то научиться ушла из школы, вместо нее — достижение успеха, получение максимального количества баллов на экзамене, причем любой ценой. Мне жалко этих ребят, я их называю «жертвами ЕГЭ»… Неудивительно, что сегодня мы тихо, постепенно, но неуклонно возвращаемся к прежней «билетной» системе экзаменов…

Академик Орлов убежден, что систему управления образованием необходимо реформировать, и прежде всего она нуждается в профессионалах, знающих все болевые точки отрасли….

 — Александр Андреевич, а как бы вы продолжили фразу «Хороший учитель — это…»? 

 — Хороший учитель — это учитель, который любит детей. В профессиональном контексте это означает способность педагога понимать и принимать мир ребенка…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных