Темное царство беззакония
12 апреля 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергей ШМУНЬ
Московский режиссер Родион Овчинников поставил на сцене Тульского академического театра драмы им. М. Горького спектакль «Расточитель» по пьесе Николая Семеновича Лескова и сам же сыграл в нем главную роль.
Роль купца Фирса Григорьевича Князева репетировал тульский актер Николай Бутенин, однако буквально накануне премьеры он потерял голос. Ситуация
Сцена погружена в темноту. На заднике — пустые оклады икон, вместо ликов — чернота. В центре сцены — деревянная конструкция в виде креста. Пьесу «Расточитель», написанную Н. С. Лесковым в 1867 году, современники критиковали за излишнюю пессимистичность. В ней действительно много трагизма и безысходности: автор нарисовал тяжелую картину произвола и ужасающей несправедливости, царящих в России.
Ничто и никто не может остановить алчного, коварного, лишенного совести купца Фирса Князева. Он — негласный хозяин города и для достижения своих целей использует обман, взятки, подлоги, доносы… Не может добиться он лишь одного — любви Марины: ее сердце отдано купцу Ивану Максимовичу Молчанову. Князев придумывает сложную интригу, цель которой — фактически присвоить состояние Молчанова и завладеть Мариной…
Как можно беззаконием подменить закон? Легко, если другие члены общества алчны и малодушны.
В спектакле «Расточитель» множество сильных актерских работ. Овчинникову удалось раскрыть тульских актеров с неожиданной стороны. Наталья Дружинина и Анатолий Кирьяков в ролях тещи и тестя Молчанова, Лариса Киеня (Марина), Валерий Жуков (Минутка), Юрий Богородицкий (городской голова) и др. В каждой реплике, в каждом движении — содержательность, объем, точность эмоций и жестов. В роли Молчанова успешно дебютировал Андрей Харенко — кажется, в труппе ТАТД появился очень интересный артист с необычной творческой индивидуальностью.
Одна из самых впечатляющих сцен спектакля — сцена общественного суда над Молчановым. Деревянный крест превращается в стол для заседаний, над ним, по центру — веревка с петлей как метафора однозначной предсказуемости приговора. Сцена кафкианская, поражающая своим абсурдом,— и поэтому еще более страшная…
Возможно, тульские зрители, посмотрев «Расточителя», так же, как и современники Лескова, будут критиковать спектакль за пессимизм, но вряд ли
Кстати, 19 мая во время Дней Тульской области в Москве артисты ТАТД сыграют спектакль «Расточитель» на сцене столичного театра «Новая опера».