Человек-легенда
01 апреля 2016 00:00
В прошлом номере «Молодой коммунар» начал рассказ об одном из выдающихся тульских оружейников — Виталии Романове, главном инженере двух ведущих оборонных предприятий — ТОЗа и Туламашзавода.
И на оружейном, и на машиностроительном при активном участии и под руководством Романова шла постановка на производство как важнейших для отечественного ВПК изделий, так и востребованной гражданской продукции. В. М. Романов пришел на Туламашзавод по приглашению директора этого предприятия, человека с мощной харизмой и уникального управленческого таланта — В. С. Усова.
Виталий Михайлович в должности заместителя директора по производству занимался не только обеспечением необходимых условий для выполнения плана, но и модернизацией, переоснащением цехов, постановкой новых изделий на производство, где был очень важен его опыт работы в должности главного инженера на оружейном заводе.
Вскоре в том, что Виталий Михайлович — это требовательный руководитель, детально вникающий во все, даже мельчайшие аспекты производства и работы инженерных служб, специалист и управленец высочайшего профессионализма, окончательно убедился и Вадим Сергеевич Усов. Романов, пользующийся огромным уважением в коллективе, прежде всего за справедливость и четкое следование принципу «каждому — по труду», был назначен правой рукой директора, техническим «мозгом» огромного завода — главным инженером.
Сегодня о В. М. Романове вспоминают те, кто его знал, с кем он бок о бок работал.
Он вел за собой
Евгений ДРОНОВ, генеральный директор АО «АК „Туламашзавод“:
— Авторитет у Романова был колоссальный — и на ТОЗе, и на машзаводе. Мне, к счастью, довелось поработать с ним и там, и тут. Когда я после окончания тульского «политеха» начинал мастером в цехе № 24 оружейного завода, то много доброго слышал от работников этого подразделения о Виталии Михайловиче. Он возглавлял этот цех и перешел на новую должность незадолго до моего прихода молодым специалистом на завод, но словно постоянно присутствовал на нашем производстве, поскольку то и дело звучало: Романов сделал бы
Когда он стал заместителем директора по производству, я с ним уже контактировал по работе достаточно много и сам убедился, насколько неординарен, одарен, внутренне богат этот человек. Талантливый инженер и управленец, он был чужд тщеславия, чванства, себялюбия. Простой и доступный в общении, Романов тем не менее не терпел невежества, лени, душевной черствости, равнодушия, а в работе — непрофессионализма и нежелания постигать новое. Он был лидером, притягивающим к себе людей, ведущим их за собой.
Когда на Туламашзаводе предстояло осваивать ракетное производство, а специалистов в этой сфере было кот наплакал, он срочно организовал подготовку нужных кадров и пригласил
Для меня в моей трудовой биографии, в служебной карьере главными были три человека, три основных учителя, три легенды тульского ОПК: директор ТОЗа Евгений Николаевич Сабинин, Вадим Сергеевич Усов и Виталий Михайлович Романов. Причем Романова я бы поставил на первое место, он для меня был основным ориентиром и в работе, и в отношении к людям. Он меня наставлял, поддерживал (даже первую квартиру в своей жизни мне помог получить Романов), вел за собой. Так, когда он поднялся на машзаводе со ступени заместителя директора по производству до главного инженера, я возглавил производство. А после трагической гибели Виталия Михайловича, ставшей для меня страшным потрясением, мне было доверено продолжать его дело, которое было для него смыслом жизни. Как, впрочем, и для меня: работа, завод — и призвание, и смысл, и боль, и радость.
Вряд ли стоит говорить, насколько ответственна была для меня должность главного инженера, эту эстафету от Романова я обязан был принять с честью и выкладываться по полной. С Виталием Михайловичем, обладающим фантастическим обаянием в общении с людьми, потрясающим чувством юмора, глубоким интеллектом и целеустремленностью, было интересно работать вместе, искать ответы на непростые задачи, разрешать неожиданные, неординарные проблемы. С его мнением считались даже, казалось бы, непререкаемые авторитеты в оборонке.
Например, было дело, когда генеральный конструктор и директор КБП Аркадий Георгиевич Шипунов поставил задачу перед Вадимом Сергеевичем Усовым по освоению изготовления новой разработки своего предприятия — зенитного
Помню драматические и в то же время забавные моменты из нашей совместной работы по испытанию ракет, одна из партий которых ни в какую не хотела лететь. Я тогда даже строгий партийный выговор схлопотал, мы работали день и ночь, исследовали буквально на ощупь каждую ракету в поисках изъяна. Нашли, исправили, и на повторных испытаниях ракеты полетели. Тогда Шипунов сказал: «Вот какую магическую силу имеет партвыговор». А Романов пошутил, что перед каждым испытанием будет ходатайствовать перед парткомом об объявлении мне строгача.
Душа компании, великий книгочей, не оставляющий без внимания ни технические, ни художественные литературные новинки, любящий муж и отец, искренне радующийся успехам сыновей (надо было видеть, как он гордился Павлом и Володей, когда они один за другим поступили в МГУ) … Он заражал своим жизнелюбием, стремлением постигать новое и созидать всех нас. Мало того, он зарядил нас своей целеустремленностью и пониманием главного — уважением к человеку труда, любовью к своему делу, большой и малой родине.
5 апреля Виталию Михайловичу исполнилось бы 80 лет. Для заводчан эта дата станет днем памяти о легендарном человеке и оружейнике, вклад которого в развитие завода неоценим…
Требовательный, решительный
Евгений ЩЕРБАКОВ, бывший главный конструктор мотопроизводства АО «АК „Туламашзавод“:
— В 1991 году мне на
На составление рабочих чертежей Виталий Михайлович выделил сжатый срок. Отливать алюминиевые детали на нашем заводе не представлялось возможным, тем более что многие производства в 1991 году попросту стояли, как, например, литейное. Оставался единственный выход: размещать заказ на стороне. В конце декабря 1991 года во ВНИИмотопроме отлили 70 комплектов заготовок для будущего мотокультиватора, которому уже дали имя — «Мясновочка». Составили чертежи и выдали в ТОмото документацию на остальные узлы.
Романов распорядился изготовить опытный экземпляр, провести испытания с привлечением сотрудников специализированных лабораторий и испытательных центров. Затем на техсовете решить судьбу нового изделия. К сожалению, Виталию Михайловичу не довелось дожить до этого дня…
В марте 1992 года на заседании техсовета под председательством Усова приняли решение — проводить дальнейшую работу. При утверждении графика работ главный инженер Евгений Анатольевич Дронов заметил, что для мотокультиватора необходимо более звучное название, отвечающее его качествам и назначению. Условие негласного конкурса на новое имя культиватора было единственное — оно должно отражать характер и деятельность ушедшего из жизни Романова.
«Он думал о будущем»
Владислав БОЕВ, директор завода спецтехники — первый заместитель генерального директора АО «АК „Туламашзавод“:
— Виталий Михайлович не терпел в спорах разных служб деление на «твое» и «мое» и всегда подчеркивал: это наше, общее дело, и решать его нужно сообща. Романов не просто мог высказать новую идею. Он обычно четко и доступно излагал ее суть и способ решения. А если требовалось, мог быстро обсчитать ее экономическую эффективность.
Сосредоточив в своих руках контроль за качеством изделий, размещение и выполнение госзаказа, внедрение передовых методов труда и выполнение производственного плана, Виталий Михайлович никогда не забывал об освоении новых образцов гражданской продукции. Об этом он напоминал конструкторам и технологам на всех совещаниях. Поэтому и после его трагической кончины многие из предложений и задумок Романова долгое время продолжали воплощаться в жизнь…
Проницательность, порядочность, профессионализм
Александр ФИЛИСОВ, заместитель генерального директора — технический директор АО «АК „Туламашзавод“:
— Будучи главным инженером Туламашзавода, Виталий Михайлович Романов, несмотря на огромную загруженность, особо опекал ракетное производство. Это было нашим основным детищем, которое находилось под строгим контролем Центрального Комитета партии и министерства.
К счастью для всех нас, у Виталия Михайловича был большой опыт работы с этими изделиями на оружейном заводе. Не раз приходилось обращаться к нему по разным вопросам. Он внимательно выслушивал человека, давал краткий и понятный совет, помогал решить любую проблему.
А вот работников изворотливых, пытавшихся ловчить и хитрить, определял сразу. Таких он быстро ставил на место и обычно говорил: «Я никогда не ругаю человека за непонимание
Я думаю, ввести в заблуждение Виталия Михайловича было невозможно. Обычно он знал проблему и ее решение гораздо лучше специалиста, который докладывал ему об этом на совещании. Романов обладал удивительной проницательностью в сочетании с порядочностью и высочайшим профессионализмом. Подчас он предлагал самые неожиданные, нестандартные решения, вызывавшие у нас недоумение. И только собравшись с мыслями, как следует проанализировав, удивлялись и приходили к выводу: «Как же мы сами не пришли к этому?!»
Благодаря активной деятельности В. М. Романова за период его работы на Тульском машиностроительном заводе им. Рябикова:
освоен и выпущен морской
ракетно-артиллерийский комплекс ЗРАК «Каштан»;освоен и выпущен комплекс ЗАК «Пальма»;
освоена и выпущена автоматическая пушка 2 А72 для
БМП-3; построен корпус
МСК-2 и организовано производство выстрелов ЗУБК10–3.
Гражданская продукция разрабатывалась и выпускалась по нескольким направлениям:
мотоцикл «Тула»;
трицикл;
грузовой мотороллер «Муравей»;
легковой мотороллер «Тулица»;
прицепы к автомобилям, мотоциклам и мотороллерам;
угольный комбайн
К-85; электропривод для промышленных швейных машин;
заверточный автомат мороженого;
сельхозтехника;
станки типа «РС»;
установка «Булат» (упрочнение инструмента);
изготовление деталей по выплавляемым моделям.
В. М. Романов — лауреат Государственной премии СССР; кавалер ордена Трудового Красного Знамени; кавалер ордена «Знак Почета» (дважды). Награжден медалью «За освоение целинных земель»; юбилейной медалью «За доблестный труд. К