Стать как все

Назад

11 марта 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Сергей ШМУНЬ

Больше ста лет назад в Туле появилась первая школа для глухих детей, а Тульский техникум социальных технологий — единственное в стране учебное заведение для учащихся с проблемами слуха.

Многое зависит от родителей

В школьных коридорах, несмотря на перемену, необычно тихо. Звенит звонок на урок, но его слышат в основном учителя, а для учеников загорается лампочка — сигнал, что пора в класс. В остальном коридоры Тульского областного центра образования (ТОЦО) ничем не отличаются от обычных школьных. На стенах — привычные видео — экраны с полезной информацией и местным школьным телевидением, где все новости дублируются сурдопереводом.

Комплекс зданий на ул. Бундурина в Туле — старейшая школа для детей с нарушениями слуха. Согласно недавно поднятым архивным документам, она была открыта в 1902 году. Учиться сюда приезжают со всей области и даже из соседних регионов, для чего создан интернат постоянного пребывания. В нем с учениками работают воспитатели, которые утром будят детей на уроки, а после них проводят дополнительные занятия, организуют походы и экскурсии.

Покидать территорию школы самостоятельно запрещено даже совершеннолетним — только в сопровождении учителей. Такая мера безопасности, считает руководство школы, отнюдь не лишняя, поскольку эти дети входят в группу риска по ряду факторов.

Уроки идут в небольших классах с использованием индивидуальных или групповых слуховых аппаратов. Учителя рассказывают, что даже если ребенок совсем не слышит, он улавливает начало звука и его окончание, таким образом привлекается внимание к учителю. Помогают и современные технологии: на интерактивную доску проецируются картинки и дублируются фразы, которые произносит учитель.

— Мы осваиваем общеобразовательную программу седьмого класса, как от нас того требуют госстандарты, но с отставанием на два года,— учитель математики Татьяна Алексеевна Володина демонстрирует школьный учебник седьмого класса, по которому она занимается в 9 А.— Даже учебники у нас обычные, потому что специализированных не выпускают. Последняя книга для обучения глухих детей, которая у меня есть, выпущена в 1987 году…

Отсутствие специализированных учебников, полагают педагоги ТОЦО, вызвано стремлением к инклюзивному образованию, то есть к обучению детей с особенностями развития в обычных классах и по стандартной общеобразовательной программе. Но с первого взгляда ясно, что такой процесс без дополнительной подготовки практически невозможен. Учителя объясняют, что у детей с нарушениями слуха ограничен словарный запас и память кратковременная. Поэтому в школьных классах и даже в гардеробе висят памятки о том, как спросить о чем-либо учителя, а в начальной школе даже на предметах написано, как они называются — стол, стул, окно.

— Многое зависит от родителей,— считает учитель Любовь Александровна Аксенова.— Детей, с которыми много занимаются, видно сразу. Но и времени, и терпения хватает не у всех…

Сурдопедагоги — на вес золота

Учителя, работающие в ТОЦО,— в основном выпускники обычных факультетов педуниверситета или педагоги-дефектологи, но последних меньше. А в специалистах по сурдопедагогике образовательное учреждение очень нуждается.

— Те семь человек, что у нас работают, совмещают по две ставки, они перегружены,— констатирует директор Тульского областного центра образования Сергей Александрович Полянский.

Раньше, рассказывает директор, курсы жестовой речи учителям преподавали в местном отделении ВОГ, но сейчас эта организация стала брать деньги за свои услуги, поэтому навыки сурдоперевода в ТОЦО передают из уст в уста. Или из рук в руки.

В школе регулярно проводят неделю без жестов, когда ученики должны общаться между собой и с учителями, считывая фразы с губ говорящего. Тем, кто овладевает таким навыком, намного проще адаптироваться к обычной жизни.

В центре образования только курс начальной школы длится шесть лет, после чего ученикам еще в течение пяти лет дают знания, соответствующие по уровню девяти классам обычной школы. А что потом?

— Ученики, которые не имеют сопутствующих дефектов, а глухота нередко сопровождается и другими тяжелыми заболеваниями, без образования не остаются,— говорит С. Полянский.— Мы сейчас заключаем договоры с тульскими колледжами для обучения наших выпускников несложным профессиям — парикмахер, маляр-штукатур. Многие ребята после школы идут в техникум в Заречье — это учебное заведение нам очень помогает…

130 мест на всю Россию

Тульский техникум социальных технологий на ул. Демидовской специализируется на обучении людей с проблемами слуха почти 70 лет. В 1948 году он был одним из трех таких заведений в России. Но в девяностые техникумы в Таганроге и Челябинске почили в бозе, а тульский удалось отстоять.

— В 1994-м у нас отняли одно здание. В связи с этим сократился и набор: если раньше у нас учились 400 человек со всей страны, то теперь только 130,— рассказывает директор техникума Александр Дмитриевич Устинов.

Со всей страны едут в учебное заведение и сейчас, хотя учредителем техникума является министерство образования Тульской области. Но, согласно закону об образовании, директор не имеет права отказать ни одному заявителю, поэтому принимает всех, кто успевает подать заявление на свободные бюджетные места. Кстати, заявочная кампания в учреждении уже началась.

Директор А. Устинов утверждает: у глухих людей хорошо развито чувство ритма, а потому в некоторых профессиях они дают фору даже работникам с нормальным слухом. В советские годы, вспоминает Александр Дмитриевич, на тульских заводах работали до десяти тысяч инвалидов по слуху. Но и сейчас выпускников техникума с удовольствием принимают на предприятия — на Туламашзаводе для них даже создан специальный цех.

Преподаватели и мастера производственного обучения в техникуме в большинстве своем владеют языком жестов. Мастер с полувековым стажем Алексей Михайлович Прокопов сам когда-то окончил это учебное заведение, да так и остался в нем на долгие годы. С учениками общается на равных, а нам через переводчика рассказывает о них.

22-летний Дима — выпускник тульской школы для детей с потерей слуха — осваивает токарный станок и говорит, что хочет пойти работать на завод, потому что там платят хорошие деньги.

— Для меня 30 тысяч — это во,— парень проводит рукой по шее, обозначая, что такая зарплата его более чем устраивает.

Ровесник Димы Валера приехал в Тулу учиться из Архангельска. Здесь встретил девушку, с которой собирается создать семью.

— В Архангельск не хочу возвращаться,— говорит Валера.— Там работать негде. Буду думать, как устроиться в Туле…

В швейной мастерской занимаются девочки, все — выпускницы школы на ул. Бундурина.

— Ученицы у нас прилежные, работать руками любят, но особенно им интересно обшивать себя,— признается мастер производственного обучения Валентина Васильевна Пышкина.

— Не секрет, что глухие люди чувствуют себя меньшинством среди нас,— подытоживает директор техникума социальных технологий.— Наша задача — дать людям профессию и шанс на социализацию, помочь стать полноценными членами общества…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных