Восьмидесятники

Назад

14 сентября 2025 23:43

 0

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: ГУК ТО "Тульское музейное объединение"

В Выставочном зале на Красноармейском проспекте открылась выставка «Начало. Молодые художники 80-х», на которой представлено около 60 работ тульских авторов из фондов областного музея изобразительных искусств и частных собраний.

Вторая половина 80-х — начало 90-х годов прошлого века. Это было необычное время, когда идеологическое давление сохранялось, но в воздухе уже витало предчувствие перемен.

— В 80-е годы они были молодыми и романтичными, талантливыми и целеустремленными и одержимы только одним: уйти в искусстве от любых существующих идеологических постулатов, — вспоминает искусствовед, методист Выставочного зала Тульского музейного объединения Людмила Корюнова. — Для одних точкой притяжения стало наследие европейских художников прошлого, другие изучали бесценный опыт русского авангарда, третьи погружались в искусство Серебряного века, а четвертым по-настоящему близким стал «суровый стиль». Время 80-х было неоднозначным, сложным и не очень подходило для поиска собственного пути в искусстве. Но у художников, чьи работы показаны на выставке, получилось его найти. Границы официального не могли уместить всё творческое многообразие, поэтому одни авторы держались самостоятельно, других объединяли взгляды на искусство — так создавались группы «Август» и «Сквозной тупик»...

В группу «Август» входили Александр Майоров, сегодня — признанный мастер, заслуженный художник России, академик Российской академии художеств, Александр Карташов, в настоящее время — главный художник музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», а также брат-близнец Александра Владимир Карташов и Сергей Петнюнас.

Со временем Владимир уехал в Ленинград — в 1991 году Сергей Сельянов предложил ему работать на «Ленфильме». Художник участвовал в создании фильмов «Замок» и «Брат» (режиссер — Алексей Балабанов), «Блокпост», «Особенности национальной рыбалки» и других. Сергей Петнюнас работал художником-декоратором в фильме Сергея Бодрова «Сёстры» и криминальной драме «Кармен» Александра Хвана.

20 сентября 2002 года Сергей Петнюнас и Владимир Карташов пропали без вести с группой Сергея Бодрова на съёмках фильма «Связной» в Кармадонском ущелье...

Группа «Сквозной тупик» объединяла скульптора Юрия Уваркина, художников-живописцев Григория Савельева и Константина Евтеева и графика Игоря Кобякова. По словам Юрия Уваркина (в настоящее время — известного тульского скульптора, председателя регионального отделения Союза художников России, автора «Тёщи» — динозавра возле здания экзотариума в Заречье), они общались, дружили, а группу создали, когда решили устроить совместную выставку.

На выставке «Начало. Молодые художники 80-х» представлены работы, выполненные именно в то время, они дают представление о том, какими были и как видели окружающий мир тульские художники 35–40 лет назад.

Вот четыре ранние работы Александра Майорова — «Зимняя сказка», «Гостья», «Изобретатель колеса» и «Монплезир». В них уже есть всё то, из чего соткан самобытный и загадочный мир живописи известного мастера: литературность, символизм, персонажи — прекрасные дамы и старики с детскими глазами, будто пришедшие из снов или из старых полузабытых сказок...

Есть на выставке и картины Сергея Петнюнаса — декоративные, с мифологическими сюжетами. В том числе самая известная: портрет сына — мальчика со свечой, который печально смотрит с картины, будто предчувствуя трагедию...

Трогательные и ироничные картинки провинциальной жизни Константина Евтеева, офорты Михаила Шейнина со старинными тульскими домами, в которых когда-то бывал Л. Н. Толстой, выразительные акварели Игоря Кобякова, залитые светом пейзажи Григория Савельева, сюрреалистическая, насыщенная визуальными метафорами и зашифрованными смыслами графика Евгения Добыша, яркие модернистские работы Юрия Честникова, изображения музыкантов в костюмах артистов комедии дель арте Сергея Сидорина, мощные, экспрессивные полотна Олега Ланга, густая, пастозная живопись Александра Петровичева, южный натюрморт и портрет Андрея Чукина. И конечно, скульптуры Юрия Уваркина...

Авторы были очень разными, и именно в этом ценность эпохи, открывшей для художника возможность самореализоваться, при этом быть честным с самим собой и идти по выбранному им пути...

Выставку предваряет пролог: фотографии Андрея Лыженкова, запечатлевшего сложную и многообразную художественную жизнь 80-х. Он и сам был частью этой жизни. На старых черно-белых снимках — молодые, счастливые, смеющиеся лица талантливых, очень разных и по-настоящему свободных людей...

Выставка «Начало. Молодые художники 80-х» продлится до 28 сентября.

выст2.JPG

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных