Сколько стоит моральный вред

Назад

30 ноября 2021 00:14

 0

Автор: Ирина МИХАЙЛОВА

Фото: из открытых источников

Евгения Владимировна обратилась в один из тульских частных медицинских центров по рекомендации соседки. Но прежде решила посоветоваться с дочерью. Та внимательно изучила информацию, размещенную на сайте медцентра, который, как оказалось, специализируется на лечении болезней суставов, пришла к выводу, что попробовать стоит, и пообещала маме оплатить необходимые процедуры.

О лечении и мучениях

У Евгении Владимировны были серьезные проблемы с коленными суставами. Ноги с каждым днем болели всё сильнее, она устала ходить по врачам, а об операции и думать не хотела – очень её боялась, вдруг сердце не выдержит, все-таки возраст… В медцентр пожилая женщина приехала вместе с дочерью, даму проконсультировали и предложили пройти комплекс процедур: уколы, массаж, физиотерапия и прочее. Общая стоимость – около 120 тысяч рублей. Сотрудники центра были очень вежливы и предельно внимательны, и Евгения Владимировна поверила, что лечение поможет. Дочь сразу же заплатила всю сумму по договору.

Евгении Владимировне стало хуже после первого же укола, после массажа боль еще больше усилилась. Женщина подумала, что в начале лечения так и должно быть, однако боль не уходила, напротив, становилась еще острее и стала мучить не только днём, при ходьбе, но и по ночам. Евгения Владимировна сообщила об этом сотрудникам медцентра, они подумали – и поменяли набор процедур. Однако и это не помогло… Она была уже не в состоянии добраться до центра общественным транспортом, вынуждена была ездить на процедуры на такси. В конце концов решила всё это прекратить, заявила, что хочет расторгнуть договор, и потребовала вернуть уплаченные деньги. В ответ сотрудники медцентра сообщили, что могут вернуть лишь часть денег – за оставшиеся процедуры, то есть не оказанные услуги.

– Формально они были правы. В соответствии с законом «О защите прав потребителей», человек может в одностороннем порядке расторгнуть заключенный с организацией договор об оказании услуг, в том числе медицинских, – поясняет ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Анна Слипенькая. – При этом организация, в свою очередь, имеет право возвращать не всю сумму, а с вычетом фактически понесенных расходов. Медицинский центр согласился вернуть Евгении Владимировне 38 500 рублей, даже предложил подписать соответствующее соглашение – такая практика существует. Однако свои обязательства так и не выполнил – свои деньги потребительница не получила. Именно поэтому Евгения Владимировна решила обратиться к сотрудникам нашего отдела. Мы изучили все документы и подали иск в суд в её защиту…

Лично принять участие в судебном разбирательстве Евгения Владимировна очень хотела, но не смогла – настолько плохо себя чувствовала… Суд принял решение в её пользу и обязал медицинский центр выплатить не только 38 500 рублей плюс неустойку за не возвращенные в срок деньги, судебный штраф, но и беспрецедентную для дел, касающихся защиты потребительских прав, сумму компенсации морального вреда – 100 000 рублей. В общей сложности – 265 500 рублей. Решение суда в законную силу пока не вступило.

Экологически чистая краска

Отметим: в иске регионального Роспотребнадзора вопросы качества и адекватности лечения не затрагивались. Разбирательства спорных ситуаций, связанных с сугубо медицинскими проблемами, ведутся по другому алгоритму, в который обязательно входит независимая профессиональная экспертиза.

Однако и в сфере защиты потребительских прав экспертиза часто становится решающим аргументом.

Никита купил красивые и модные кожаные черные мокасины, которые, как выяснилось, больше одного раза надеть было невозможно. Мало того что внутренние швы оказались очень грубыми и натирали ноги, новая обувь так окрашивала носки, что они даже стирке не поддавались. Наступили холода, и на несколько месяцев молодой человек забыл о неудачной покупке. А когда потеплело, мокасины достал, надел – и вечером отправил в мусорное ведро очередную пару испорченных носков. Гарантийный срок еще не истек, и Никита принес мокасины обратно в магазин. Менеджер обувь принял, но предупредил, что прежде отправит её на экспертизу, чтобы определить, действительно ли товар ненадлежащего качества.

Ответ неизвестного эксперта изумил Никиту: мол, никаких недостатков не обнаружено, а то, что мокасины пачкаются, так это потому, что краска натуральная, экологически чистая, этому радоваться надо, а не деньги обратно требовать.

Никита возмутился и решил сделать еще одну экспертизу, за свой счет. Результат: обувные швы выполнены с нарушением технологии. Одного этого обстоятельства достаточно, чтобы сделать вывод: брак.

Далее – иск в суд и решение в пользу потребителя: возврат денег, неустойка за просрочку, компенсация расходов на экспертизу, компенсация морального вреда и судебный штраф. Моральный вред оценили в одну тысячу. Сумма, скорее, символическая, но в данном случае, на наш взгляд, важен сам факт её назначения. В итоге магазин выплатил Никите в два раза больше стоимости мокасин.

Справедливость и деньги

И еще одна история об экспертизе. На этот раз спор между потребителем и продавцом возник из-за мобильного телефона. Иван приобрел в салоне связи одного из популярных в Туле операторов смартфон. Недостатки нового гаджета проявились буквально через пару дней: он периодически «глючил», сенсорный экран отвечал плохо. Иван пришел в салон для того, чтобы телефон поменять или сдать обратно, однако, как это часто бывает в таких ситуациях, продавец принял товар на проверку качества. Результаты проверки оказались неожиданными: неизвестный «эксперт» сделал вывод, что смартфон роняли, а потом разбирали, так что виноват в некорректной работе устройства сам покупатель.

Отстоять правоту в суде Ивану, так же как и Никите, помогла независимая экспертиза. Она доказала, что смартфон никто не вскрывал и не ронял, следовательно, недостатки в его работе существовали изначально. Иван выиграл дело.

Специалисты отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора отмечают: в последнее время жители Тульской области всё чаще в спорных вопросах прибегают к независимой экспертизе. Даже если речь идет о недорогих товарах, когда, казалось бы, плюнуть – и забыть, а не тратить лишнее время и деньги на восстановление справедливости.

Тем более что, если это удается сделать, граждане получают не только моральное удовлетворение, но и материальное: как правило, суды обязывают ответчиков выплачивать пострадавшим потребителям в разы больше, чем те могли бы потерять.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных