Мирный город. Часть 10

Назад

23 июля 2021 01:04

 0
Общество

Автор: подготовила Ирина МИХАЙЛОВА

Фото: из открытых источников

«Молодой коммунар» продолжает публиковать отрывки из книги Георгия Берёзко «Мирный город», рассказывающей о событиях, происходивших в Туле в октябре – декабре 1941 года. Книга была выпущена в 1955 году в военном издательстве Министерства обороны СССР. Фрагменты романа приводятся с комментариями сотрудников Тульского военно-исторического музея.

Успеют ли со сроками?

«Вечером опять пошел дождь, смешанный со снегом: немецкие самолеты не появлялись, зенитки молчали, и тишина, спустившаяся на город с двух часов дня, ничем не нарушалась.

Ласточкин вернулся из штаба боевого участка в Заречье, куда вынужден был переехать сегодня в одно из школьных помещений городской комитет обороны. Ночью, когда люди, дожидавшиеся здесь председателя комитета, разошлись – кто к себе в райком, кто в типографию, кто на завод, кто в воинскую часть, – а Шаров, присевший на диван, уснул там, Ласточкин, накинув на плечи пальто, горбился еще некоторое время за столом. Перед Ласточкиным лежали исписанные листы, и он читал свои записи – длинный перечень дел и забот председателя комитета обороны. Взяв карандаш, принялся записывать себе новые задания: «Строительство бронепоезда. Успевают ли со сроками?», «Завтра же побывать в госпиталях», «Минометы. Обеспечить производство». Кончив писать, Ласточкин потянулся к телефону.

В депо железнодорожного узла, куда он прежде всего позвонил, его ожидало хорошее известие: работа по строительству бронепоезда заканчивалась – паровоз и вагоны, обшитые сталью, можно было через два дня передать военному командованию.

Далее Ласточкин соединился со станкостроительным заводом и попросил разыскать в цехе Петра Кирилловича Орлова. Положив трубку, он в ожидании звонка с завода запахнул на себе пальто – его познабливало, хотя в кабинете было не холодно. Он выпрямился на стуле и пододвинул к себе папку с почтой. Открыл, взглянул на конверт, лежавший сверху, и тотчас его распечатал – это было письмо директора завода, эвакуированного из Т. еще в начале осени. Дочитав последнюю страничку, Ласточкин поднял глаза и посмотрел на спящего Шарова, колеблясь, не разбудить ли его, чтобы поделиться важной новостью. Оказывается, один из больших Т-их заводов начал уже на новом месте выпускать продукцию, хотя строительство цехов, как сообщал директор, было еще далеко не закончено. Но, по-видимому, собственные трудности казались автору письма малозначительными по сравнению с теми, что приходилось сейчас преодолевать его товарищам в осажденном городе. И в письме говорилось главным образом о том, что сделано уже на заводе для обороны, для армии и что будет сделано в ближайшее время. «В общем, самое тяжелое позади, надо думать, – писал директор. – Мы расселились помаленьку, и со снабжением особых перебоев нет. А начинать пришлось, не спорю, на голом месте. Да и климат здесь, по правде сказать, суров, непривычен для нас…»

Да, эвакуация промышленности из Т. была завершена в необыкновенно короткий срок. Казалось, что огромные Т-ские заводы, ведущие свою историю с XVI века, если не раньше, были чудесной силой подняты и перенесены на другое место, где они опять начали уж дымить.

Профессорская бригада

…Зазвонил телефон, и Ласточкин взял трубку.

– Да, да, Петр Кириллович, здравствуйте, – тихо сказал он. – Как дела у вас идут? Людей собрали достаточно? Чем мы можем вам помочь сейчас?..

На станкостроительном заводе, оборудование которого было вывезено на восток, не оставалось уже ни станков, ни металла, и Ласточкин не был пока уверен в том, что там действительно удастся наладить производство минометов.

Он долго, не перебивая, слушал, поправляя на плечах пальто, потом заговорил:

– О, и старик Громов у вас? И Казаков? Да, вот это бригада!..

– Пришли, как же, – услышал он в трубке. – Профессорская бригада. Им и разряд дать невозможно, разве какой-нибудь специальный, академический…

Далее Ласточкин поинтересовался, испытали ли уже на заводе трубы, доставленные туда по указанию комитета обороны, и подойдут ли они для минометных стволов.

– Полагаю, что подойдут, выдержат, – отметил старый механик.

И Ласточкин подумал, что хотя Т-ские заводы и переместились отсюда, одновременно как бы начали восстанавливаться на старом месте.

Работа на предприятиях города, а точнее – в опустевших городских корпусах – возобновилась с первых же дней осады. В одном месте ремонтировались теперь пушки, поврежденные в боях, покалеченные танки, в другом женщины делали гранаты, в третьем изготавливались запалы для бутылок с горючей смесью; в депо железнодорожного узла, где сооружался бронепоезд, работа не прерывалась, собственно, ни на час, а на станкостроительном заводе группа рабочих и инженеров приступила к производству минометов.

Кое-какие станки, отслужившие, правда, свой век, нашлись на заводском складе и требовали только починки. Кое-что удалось раздобыть в мелких кустарных мастерских, и не прошло и суток, как в одном из пустовавших помещений этого эвакуированного завода вновь был создан небольшой цех.

Алексей Васильевич Громов, получивший, не в пример другим, вполне исправный, не слишком изношенный «Дип», внимательно обследовал его и остался в общем доволен. Однако в глубине души старый токарь испытывал крайнее, тщательно скрываемое беспокойство. Он не боялся, что утратил свое редкостное, создаваемое на протяжении века умение, но его тревожило, сможет ли он попросту выстоять у станка на больных ногах столько, сколько сейчас потребуется…»

Бронепоезд № 13

– С 29 октября по 1 ноября 1941 года Тульский городской комитет обороны размещался в здании школы в Пролетарском районе города, но после сильного артиллерийского обстрела занял помещение патронного завода. А перед отступлением противника от Тулы комитет находился в бывшей старообрядческой церкви на улице Луначарского (Зареченский район), – уточняет специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Тульского военно-исторического музея Алексей Чулицкий. – К концу октября 1941 года по инициативе тульских железнодорожников был построен бронепоезд № 13, получивший имя «Тульский рабочий». Первоначально возникла мысль построить бронеплатформу для высадки истребительного отряда с целью защиты железнодорожного узла. Но фронт приближался к Туле, и решено было строить полноценный бронепоезд с артиллерийским и пулеметным вооружением. Эту идею поддержали в полит- отделе железной дороги и в обкоме партии. Бронепоезд был импровизированным – его строили, когда времени и средств не хватало.

Руководство строительством бронепоезда было поручено начальнику Тульского отделения паровозного хозяйства железной дороги М. Д. Самойлову. Ответственным за конструктивное решение постройки бронепоезда назначили начальника планово-производственного отделения Н. В. Селецкого. Разработкой вагона занимался военный инженер М. Г. Грязнов, а бронеплощадки строил вагонный участок во главе с Н. В. Королёвым.

Старший лейтенант С.Л. Клюев, командир бронепоезда, и комиссар В.К. Паничкин формировали экипаж. В его состав вошли тульские железнодорожники, а также военнослужащие 115-го полка железнодорожных войск НКВД. 28 октября 1941 года бронепоезд вышел из цехов локомотивного депо Тулы и вступил в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Он прикрывал от вражеских авианалётов железнодорожную станцию Тула-I. В начале декабря бронепоезд «Тульский рабочий» был отправлен на Юго-Западный фронт. В апреле 1942 года бронепоезд № 13 был введён в 60-й отдельный дивизион бронепоездов, который был сформирован из двух единиц — бронепоезда № 15 и «Тульского рабочего», получившего новый номер 2. В Тулу бронепоезд № 13 больше не вернулся. После тяжелых боев в мае 1942 года он получил сильные повреждения, после чего был списан из строя и утилизирован, а экипаж его расформировали и распределили его участников по разным воинским частям.

13 ноября 1941 года вышло постановление Тульского городского комитета обороны, обязывающее В.И. Ермакова, директора завода № 66 (станкостроительный завод, в настоящее время ОАО «АК «Туламашзавод») наладить производство 82-мм минометов. В ночь с 30 ноября на 1 декабря был собран миномёт № 1, который передали Тульскому рабочему полку. А всего за время осады Тулы и освобождения тульской земли от немецко-фашистских захватчиков станкостроители изготовили 37 82-мм миномётов.

Ещё одно постановление Тульского городского комитета обороны обязало М. Д. Боженкова, директора завода № 187 «Новая Тула» (в настоящее время ОАО «Тульский комбайновый завод») организовать производство 37-мм миномётов.

Под автором письма, скорее всего, подразумевается директор Тульского оружейного завода А. А. Томилин. В ноябре 1941 года основная часть его оборудования была размещена на Урале, в городе Медногорске Оренбургской области. Условия работы в эвакуации были очень тяжелыми: часто ночевать рабочим приходилось прямо в цеху. Многие помещения были не приспособлены для производства оружия и даже не отапливались, а ведь зимы выдались рекордными на холода. По воспоминаниям оружейников, мороз был таким, что руки примерзали к станкам, но рабочие продолжали ковать оружие для фронта…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных