Город вне ракурса
30 апреля 2021 04:26
Автор: Алексей КУЗНЕЦОВ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
В последнее время популярность урбанистики неуклонно растёт. Людям больше недостаточно просто жить в каком-то городе с обязательным инфраструктурным набором, они хотят, чтобы этот город был комфортным, развитым и при этом – красивым и уютным.
В Туле, например, с завидной периодичностью вспыхивают дискуссии о доступной среде, сохранении исторического облика, развитии велосети, парковочного пространства и даже о нужности подземных переходов. Корреспондент «Молодого коммунара» прогулялся по областному центру и поинтересовался у прохожих, каковы главные плюсы и минусы города оружейников?
— На мой взгляд, развиваются Советский и Привокзальный округа Тулы, а также центр города,— говорит студент Борис Штомпиль.— Только улицы, которые связывают центральные объекты — кремль, вокзалы, музеи,— оперативно ремонтируют. А внутренние объекты — дворы и обветшавшие здания — остаются слабым местом муниципальной системы.
Безусловно, у нас предпринимаются попытки соответствовать требованиям и стандартам мирового уровня, но их недостаточно. Город, в котором мы живем,— тень того, каким он должен и может быть. Историческому наследию, если оно расположено вне того ракурса, что попадает на открытки из Тулы, не уделяют достаточно внимания. Десятки зданий, признанных значимыми культурными объектами или памятниками архитектуры, следует либо отреставрировать, либо уж окончательно снести и открыть дорогу современной застройке. У нас можно увидеть целые кварталы, которые вполне подходят для съемок фильмов ужасов.
Пока одних горожан беспокоит эстетика, другие озабочены банальным комфортом передвижения, которое оставляет желать лучшего. Особенно в тех случаях, если ты обременён детской или инвалидной коляской.
— С коляской практически невозможно пройти,— отмечает молодая мама Юлия Габова.— Взгляните на Красноармейский проспект — не знаю, как люди в инвалидной коляске могут попасть
Юлия рассказывает, что
— Не только мамочкам тяжело,— продолжает молодая женщина.— Пожилые люди с палочкой и инвалиды тоже отрезаны от многих мест в городе. В Европе же решили эти проблемы — у них столетние старушки в колясочке и в кино ходят, и в ресторан, и в модные магазины. И не только там — мой муж жил в Екатеринбурге, где строго следят за доступностью общественных мест и штрафуют за нефункциональный пандус.
Пенсионеры в большинстве своём действительно не могут сказать, что в Туле созданы максимально комфортные условия для людей серебряного возраста.
— Грязь! Просто слов порой нет,— возмущается Ангелина Ивановна.— Живу около военной части, и по улице Шевченко нельзя пройти ни в какое время года. Дорога до проспекта Ленина либо завалена снегом, либо залита лужами. Кстати сказать, пока работало артиллерийское училище, курсанты не допускали такой грязищи. Стыдно жить в этих условиях.
К грязи пенсионер Валерий Александрович относится философски. Говорит, что большинство сейчас всё равно передвигается на машинах. Куда хуже, по его мнению, обстоят дела с планированием жилых кварталов и парковками во дворах.
— Пора эвакуироваться, друзья. У нас ведь три проблемы — дураки, дороги и дураки, которые указывают, какой дорогой идти,— иронизирует он.— О какой комфортной жизни будем с вами говорить? Чтобы не бегать за примером далеко, расскажу про свой дом. Живу на улице Серебровской. От парка и улицы Болдина до неё каждые осень и зиму бегут грязевые реки. Мне не понять, нужны ли там новые ливнёвки или водоотводы — ведь это не я проектировал и сдавал кварталы домов в низком месте. И запаркованные дворы превратились в тетрис. Мне самому лишний раз обойти вереницу железных коней даже полезно, а вот если «скорая помощь» не протиснется через двор — беда. Заниматься подобными вопросами надо ещё на уровне планирования, потом не придется ломать голову, что делать с пробками или запаркованными дворами.
Молодёжь оценивает Тулу более позитивно, отмечая заметно увеличившееся количество общественных пространств, где можно приятно и с пользой провести время. Их радует обилие кофеен, новых зелёных зон, мест с доступной сетью и другими приметами прогрессивного города.
— Проблемы есть, конечно, но по сравнению с прошлыми годами стало получше. Как в продвинутом городе, в Туле теперь появились пространства для отдыха и развлечений, да и для работы. Не сравнить с временами, когда один только парк был,— говорит геймдизайнер Анастасия Коченихина.— Да и про центральный парк, кстати, ничего плохого сказать не могу — выглядит презентабельно и ухоженно. Тоже динамика положительная. Вообще же мне кажется, что, какая бы власть ни взялась за работу по улучшению такого крупного города, она столкнется с уймой проблем и с устаревшей морально планировкой, и со взглядом на дальнейшее развитие города. Известно, что Токио смогли перестроить только после того, как половину его стёрло землетрясением. А когда всё уже застроено, особо не развернешься.
Справедливость сказанного Анастасией подтвердилась мгновенно. Например, в то время как молодая мама Юлия Габова говорит о сложностях человека с коляской, велосипедист Даниил Кузнецов раздосадован тем, что такие люди занимают велодорожки.
— Велоинфраструктура в Туле развита недостаточно,— убеждён он.— Велодорожек не хватает, да и с теми, что есть, не всё просто. На набережной, в частности, она всегда оккупирована родителями с детьми. Нет представления, что если не стоит знак «велосипед», то можно и под колеса попасть. Случай был, когда я на высокой скорости там едва не сбил трехлетнего ребенка. Папашу, конечно, я отчитал…
Пожалуй, идеальный город существует лишь в воображении урбанистов и архитекторов. На самом же деле развитие любой
— Думаю, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, связаны как с недостаточной вовлеченностью горожан в благоустройство и низким контролем общественности за его проведением, так и с определённым попустительством отдельных представителей власти при решении наболевших вопросов,— убеждён глава регионального отделения НКО «Городские проекты» Александр Шишкин.— Например, большинству туляков всё равно, на чем ехать — на маршрутке или автобусе. Они не понимают, что сеть частных компаний паразитирует на муниципальном транспорте и тем самым лишает его средств на развитие. Жители рады любой детской площадке, не важно, из какого она материала сделана и как выглядит. Пока не удастся убедить их в том, что нельзя соглашаться на полумеры, ждать радикального улучшения среды не приходится.