Вторник 03 декабря
Связаться с редакцией

Цыганский костер всем светит

Назад

11 августа 2017 09:00

 0
Репортерский перекресток

Автор: Ирина Скибинская

Фото: Александра Колесника и из архива ансамбля «Ягори»

Цыганский ансамбль «Ягори» в культурно-досуговом центре поселка Плеханово был создан всего три года назад, но его уже знают и любят не только в Туле и области, но и в других регионах. А жители самого Плеханово гордятся своим «Ягори» и стараются не пропускать ни одного его выступления.

Как украсть невесту

1108-Екатерина Абальмаз.jpg- Официально цыганский ансамбль в Плеханово существует с 2007 года – я в нем танцевала и пела, - рассказывает художественный руководитель «Ягори» Екатерина Абальмаз. - Но потом коллектив развалился, и я мечтала его возродить. Ничего не получалось: только соберу девочек в ансамбль – а они замуж выходят… Всё изменилось в 2014 году, после того, как я стала победительницей нашего районного конкурса «Еврорайоновидение». Познакомилась с победителем конкурса 2013 года Лешей Друшляковым – и мы решили воссоздать «Ягори»  вместе…
Катя родилась в цыганской семье, приехавшей на тульскую землю с Украины. Что любопытно, ее мама по национальности гречанка, но на цыганском говорит без акцента, а культуру и традиции цыган знает так глубоко, что те удивляются, узнав, что у нее другие этнические корни.
- Наша семья – оседлая, - поясняет Екатерина. - Прадедушка был последним, кто вел кочевую жизнь. А вот у дедушки уже был свой дом. Папа учился в школе, закончил восемь классов. У мамы среднеспециальное образование, она работает медсестрой. Мне с детства внушали, что я должна получить образование, желательно – высшее. Окончила Российскую правовую академию, устроилась на работу в Тульскую коллегию адвокатов на должность помощника…

А потом вышла замуж. Это была красивая романтическая история. В цыганской традиции браки заключаются по предварительному сговору родителей, но Катя вышла замуж по любви. Альберт, тоже цыган, из Ярославля, приехал за невестой рано утром на белом... – только не коне, а автомобиле «Лада Приора». Просто украл – что, надо признать, тоже не противоречит национальным традициям. Катя признаётся, что о планах жениха знала, а вот родителям сказать побоялась,  и потом был такой скандал!.. А свадьба была настоящая, цыганская – гуляли три дня и три ночи. Сейчас сынишке Екатерины и Альберта восемь месяцев, его зовут Марсель. Малыш бывает вместе с мамой на репетициях, он радуется, когда слышит музыку, и очень любит нажимать на клавиши синтезатора.

Таборный репертуар

«Ягори» в переводе с цыганского значит «Огонек». Подходящее название, ведь в музыке цыган столько огня, страсти и свободы… «Рома» – так называют этот народ с удивительной и драматичной судьбой. Далекие предки современных цыган более тысячи лет назад вышли из Индии и распространились по Европе. Их земля, как говорят они сами, пролегает не по территории, а по душам людей.
Цыганская поговорка гласит: «В какую страну ни пришел, везде свою семью нашел», и это действительно так. Культура этого народа невероятно многообразна, она переплетается с традициями народов, рядом с которыми живут цыганские племена. Пример – взаимообогащение русской и цыганской музыкальных традиций, результатом которого стало рождение нового жанра – «цыганский романс».

Первый профессиональный цыганский хор в России создал в 1774 году граф А. Н. Орлов-Чесменский в своем имении в подмосковном Пушкино. Коллектив, выступавший на званых обедах, балах, маскарадах, в основном исполнял русские песни. Но пели их музыканты в своей самобытной манере – чувственно, с надрывом, импровизируя и нарушая каноны, что привлекало аристократическую публику. Мода на цыганские хоры распространилась в России очень быстро, а в середине XIX века, с появлением русского городского романса, их репертуар значительно расширился. Со временем цыганские музыканты стали включать в концерты песни на своем языке, а затем и архаичные – таборные, кочевые. Серьезно записывать и  изучать цыганский музыкальный фольклор в нашей стране начали значительно позже. Любопытный факт: первым человеком, зафиксировавшим цыганский таборный репертуар, был Лев Николаевич Толстой. В рукопись своей пьесы «Живой труп» (1900 г.), где фигурирует цыганский хор, он вставил ремарки об исполнении двух песен: «Кон авэла» и «Шэл мэ вэрсты».

Шуршание юбок и звон монист

В репертуаре «Ягори» – более 70 песен. Некоторые из них ребята раньше слышали в своих семьях, от родных и друзей, что-то нашли в интернете. В составе ансамбля  9 человек, в основном цыгане, но есть и три русские девушки – плюс хореограф Евгения Авдеева, тоже русская.
Алексей Друшляков из села Хрущево – цыган, он недавно вернулся из армии, работает сварщиком.
1108-Алексей.jpg- Окончил машиностроительный колледж  и пошел в армию, ведь мой отец тоже служил, - рассказывает он. - Направили в Новороссийск, в морскую пехоту. Конечно, непросто было, но не больше, чем другим. Я не жалею, что был в армии, она меня многому научила. И прежде всего – терпению. Мы ведь цыгане – народ горячий…

1108-Александр.jpg - Я родился в Арсеньево. У меня отец цыган, а мама – русская, - вступает в беседу Александр Николаев. - В детстве был самым смуглым в классе, меня дразнили «цыганок», и я обижался: хотел быть таким, как все… Музыкой занимался с детства: пел, участвовал в конкурсах. Закончил Тульский колледж культуры и искусств по специальностям «дирижер хора» и «руководитель народного оркестра». Играю на фортепиано, гитаре, электрогитаре, баяне, клавишных, ударных. Работаю музыкантом в ресторанах. Цыганские песни очень люблю, мне близка цыганская манера пения с ее мелизмами, распевами, широтой подачи голоса…

1108-Алина.jpg- А я русская, и в Плехановском КДЦ сначала занималась восточными танцами, - признается Алина Жарикова. - Катя позвала меня в ансамбль, и я согласилась: мне нравится цыганская культура, в ней, кстати, есть что-то восточное…

Анна Макаренко танцами занималась вместе с Алиной – и вместе с ней пришла в «Ягори»:
1108-Анна.jpg- Когда я танцую, чувствую себя свободной, будто я – настоящая цыганка-«зажигалка», - улыбается она и представляет свою сестру, тоже участницу ансамбля. Любе Макаренко 15 лет, она очень любит выступать. На концерты девушек приходят одноклассники, подруги и бабушка Лидия Сергеевна.
1108-Люба.jpgНаши собеседники демонстрируют сценические костюмы. Екатерина Абальмаз объясняет, что они условно национальные: юбка не совсем цыганская, но в танце выглядит эффектно, публике нравится. А вот блузка с низким вырезом очень похожа на то, что в жизни носят цыганские женщины.
Ребята выходят на сцену Плехановского КДЦ. Шуршат яркие юбки, звенят мониста, звучит завораживающая цыганская песня. Они танцуют и поют так артистично и страстно, что мгновенно заражают своими эмоциями. Не случайно говорится: «Цыганский костер  всем светит»…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных