Финансирование оборонных научно-исследовательских работ увеличится, несмотря на уменьшение общей стоимости новой госпрограммы вооружений.
Завершающее заседание из традиционной серии совещаний в Сочи по проблемам перевооружения армии в пятницу было посвящено научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР), пишут «Ведомости».
«Предлагаю сосредоточиться на вопросах создания перспективного технического задела на основе прорывных технологий… Конечно, мы обсудим и ход выполнения важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ»,– заявил председательствовавший на заседании Президент Российской Федерации Владимир Путин (цитата по сайту президента). Предыдущие совещания были посвящены вопросам формирования новой госпрограммы во – оружений до 2025 года (ГПВ-2025) в целом и закупкам вооружения для отдельных видов Вооруженных сил и родов войск. Эта программа должна быть окончательно утверждена в сентябре, а ее стоимость может составить около 17 трлн руб.
Доля финансирования НИОКР в ГПВ-2025 однозначно вырастет в сравнении с тем уровнем, который заложен в действующей ГПВ до 2020 года, уверен полковник запаса Виктор Мураховский. Ее общий объем в 2011 году был запланирован в размере 19 трлн руб. Для создания новых поколений вооружений нужны научно-технические заделы, которые к настоящему моменту в значительной степени исчерпаны, поясняет он. Доля НИОКР вырастет за счет сокращения закупок вооружений, которых за последнее десятилетие приобретено достаточно, полагает эксперт.
Исчерпание научно-технического задела для создания нового поколения вооружений делает ненужными сами опытно-конструкторские работы по созданию их образцов для дальнейшего серийного производства, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его мнению, для восполнения научно-технического задела скорее нужны работы, которые можно было бы назвать более близкими к фундаментальным исследованиям. Поэтому нынешняя система управления НИОКР оборонного назначения требует адаптации к сложившейся ситуации, резюмирует Макиенко. Инструменты для проведения таких исследований есть – например, Фонд перспективных исследований, но расходы по его программам почти на два порядка ниже, чем по НИОКР военного назначения, и составляют миллиарды, а не сотни миллиардов рублей в год, говорит бывший чиновник Минобороны. Встает вопрос, действительно ли в создавшейся ситуации необходимы дорогостоящие НИОКР по воспроизводству созданных еще в советское время платформ вооружений, пусть и оснащенных новыми системами, или хотя бы часть этих средств действительно лучше потратить на разработку новых технологий, рассуждает собеседник. При этом разработка новых платформ, которая давно вошла в решающую стадию и близка к началу серийного производства, в любом случае будет продолжена и завершена, уверен он. Речь идет и о новом истребителе пятого поколения Т-50, и о новом поколении бронетехники, зенитно-ракетных систем и фрегатах проекта 23350, пишут «Ведомости».
Основные предприятия ОПК Тульской области, чья продукция отличается наукоемкостью (достаточно назвать высокоточное оружие), даже в непростые с точки зрения экономики времена старались не снижать уровень проводимых НИОКР, потому что от них зависит не только обороноспособность страны, но и завтрашний день самих разработчиков и производителей. Так, генеральный директор АО «НПО „Высокоточные комплексы“ – холдинга, в который входит ряд крупнейших предприятий ОПК Тульской области, Александр Денисов отметил, что в условиях сложной геополитической обстановки, а также в преддверии утверждения государственной программы особо актуален вопрос развития новейших образцов вооружения, в частности высокоточного оружия, и эффективности его применения.
– Наш ответ на угрозы должен быть адекватным и приемлемым,– сказал А. Денисов.– В инвестиционной программе нашего холдинга запланировано 13 миллиардов рублей на создание новых перспективных образцов высокоточного оружия…