Испытание классикой

Назад

21 октября 2016 00:54

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ и Денис ЛЯПИН

Новый спектакль Тульского ТЮЗа останется в истории театра хотя бы потому, что в нем на сцену в роли графини Хрюминой выходит заслуженная артистка РФ Зинаида Васильевна Леонтьева.

Зинаиде Васильевне 97 лет, при этом в своем роскошном сценическом костюме — платье со сверкающей брошью на воротнике, чепец, кружевная накидка — она выглядит по-прежнему элегантно. Мало кто из современных актеров может все это носить с таким достоинством. У Зинаиды Васильевны всего несколько реплик во втором действии, в сцене бала у Фамусова, но они запоминаются. У старой русской актерской школы множество преимуществ, и одно из главных — высокая культура отношения к тексту, тем более к тексту классическому.

«Горе от ума» — не просто классика, заслуженно занимающая место в школьной программе и пережившая бессчетное количество постановок. Пьеса уникальна тем, что практически вся разобрана на цитаты. «И дым Отечества нам сладок и приятен», «Служить бы рад — прислуживаться тошно», «А судьи кто?» — эти крылатые выражения знают и употребляют все — они стали своего рода национальным культурным кодом.

Именно поэтому говорить их со сцены так сложно. Гениальный текст, как рентгеновский аппарат, просвечивает актеров: без школы, без глубокого понимания стилистики, без личного отношения к грибоедовскому материалу ничего не получается. Достаточно одной пустой или неточной интонации — и возникает ощущение фальши.

«Горе от ума» — непростое испытание для актера. И если возрастные тюзовские артисты — Петр Зырянов в роли Фамусова, Елена Шишова (графиня Хрюмина — внучка), Лариса Кирьякова (старуха Хлестова), заслуженные артисты РФ Ольга Исайкина и Селимжан Исмангулов (княгиня и князь Тугоуховские) испытание выдерживают, то с их молодыми коллегами все гораздо сложнее. И даже Алексей Янко в роли Чацкого (в прошлом — актер Тульского ТЮЗа, сегодня — артист Санкт-Петербургского театра эстрады) хоть и достаточно профессионален, но не слишком убедителен.

В результате ткань спектакля получается неровной, иногда теряются смыслы. Не очень понятно, что мучает Чацкого, действительно ли любит Софья Молчалина, и вообще — каков он, этот Молчалин? …

Безусловно, для ТЮЗа решение ставить комедию Грибоедова — заведомый риск. Но в подобного рода стратегии, как убедились корреспонденты «Молодого коммунара», есть смысл. Публика — а в основном это старшеклассники — спектакль смотрит с большим интересом, неожиданно понимая, что главные герои хрестоматийной пьесы — их ровесники. Тюзовской молодежи погружение в классику тоже полезно: воспитывает вкус и заставляет думать.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных