«Анна Каренина». Возвращение
20 мая 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергей ШМУНЬ
На несколько дней Богородицкий
Без разрухи и евроремонта
Этот роман Льва Николаевича Толстого пережил около 40 экранизаций. Очередную версию «Анны Карениной снимает режиссер Карен Шахназаров по заказу канала „Россия“. В роли Анны — Елизавета Боярская, Вронского играет муж Лизы Максим Матвеев.
Режиссер картины сконцентрировался на взаимоотношениях Анны, Вронского и Каренина, пожертвовав другими линиями, в частности, линией Кити и Левина. Но ввел в сценарий дополнительный сюжет —
То, что в одной картине пересекаются сюжеты двух писателей, связанных с тульской землей,— совпадение. И, кстати, не единственное знаковое совпадение в этом проекте: известно, что Толстой приятельствовал с семьей Бобринских, наведывался к ним в Богородицк, и именно их дом стал прототипом дома Вронского. Тем не менее столичные кинематографисты выбрали наш «тульский Петергоф» совершенно по другой причине…
— Мы объездили очень много имений, почти год этим занимались. Где мы только не были — в Ясной Поляне, в подмосковном Суханово, в Коломенском… Но остановили выбор на Богородицке, нам здесь понравилось: и атмосфера, и дух,— рассказывает исполнительный продюсер Галина Шадур, работающая с Кареном Георгиевичем уже 20 лет.— У нас ведь сейчас как? Либо старые имения в ужасающем состоянии, либо их реставрируют гламурно, с евроремонтом. Здесь мы нашли ту самую золотую середину — без разрухи и без евроремонта. Богородицк — теплый, уютный город. Нам помогают местные жители, очень помогает музей — спасибо директору Марине Владимировне Жерздевой…
Богородицкие лошадки в кадре будут!
Подготовка к началу съемок началась за две недели. Музей надо было превратить в имение, где идет обычная повседневная жизнь. На площадке у дворца посадили розы, зелень огородили деревянным штакетником, поставили лавочки. В центре двора появился корт — здесь Вронский будет брать уроки тенниса. Изменилось и само здание: у балкона на втором этаже появился текстильный навес, парадный вход украшен декоративными растениями в кадках. По словам Галины Шадур, все это после окончания съемок кинематографисты оставят музею на память.
— Если говорить об историческом антураже, то
Корреспонденты «Молодого коммунара» отправились в Богородицк в день, когда снималась сцена визита Долли (Виктория Исакова) к Анне и Вронскому. Сцена сложная, полифоническая, многоплановая и многонаселенная. На теннисном корте Вронский занимается с тренером, а в это время на балконе пьют чай, беседуют и наблюдают за игрой Анна и Долли. А в усадьбе идет обычная работа:
В массовых сценах снимаются богородчане. Все они предварительно прошли жесткий кастинг — режиссеру нужны были персонажи с лицами эпохи Толстого. Среди богородицких «крестьян» есть и дети, например, девочка Оксана — она дает нам свое первое интервью, рассказывает, что с нетерпением будет ждать, когда выйдет сериал. Есть люди вполне солидного возраста: общее внимание привлекает невероятно колоритный дворник с метлой. Беседуем с «молодыми крестьянками» Ритой и Катей. Они признаются, что съемки, даже если ты в массовке,— очень непростая работа, но интересная. Девушки рассказывают, что проходили «Анну Каренину» в школе, помнят роман не очень хорошо, но обещали, что уж
Карен Шахназаров: «Взаимоотношения мужчины и женщины — главное в нашей жизни»
На площадке для съемочной группы объявляется перерыв на обед. У Карена Шахназарова есть немного времени, чтобы побеседовать с журналистами.
— Проект «Анна Каренина» изначально не моя идея, а ВГТРК. Не могу сказать, что сразу в это втянулся, но потом пришел новый ход, позволяющий достоверно сохранить то, что написано Толстым в части взаимоотношений Вронского и Анны Карениной, и сейчас я получаю невероятное удовольствие от работы,— говорит Карен Георгиевич.— Удивительно современно это все звучит. Взаимоотношения мужчины и женщины —
— Сегодня серьезные режиссеры и артисты начинают уходить из большого кино в сериалы. Как вы себя чувствуете, работая в сериальном формате?
— То, что мы делаем, я бы назвал многосерийным фильмом, а не сериалом. С точки зрения качества мы его снимаем как фильм. Но я думаю, что за сериалами — будущее. Кино в традиционном смысле этого слова уходит в компьютерные технологии, становится зрелищем для подростков. Сегодня основной зритель — сериальный, это гигантская аудитория. В наше время, если в России кино посмотрит миллион человек, это считается подвигом. А в советское время 17 миллионов считалось порогом окупаемости. И потом, в сериальном формате есть своя прелесть: в кино ты постоянно должен
— А чем придется жертвовать в этом фильме в сравнении с сериалом?
— Вот, кстати, этим имением…
— А как вы лично относитесь к Анне?
— Вы знаете, у Толстого в дневниках есть замечательная фраза: «Человек — существо текучее». Он и добрый, и злой, и жадный, и смелый, и трусливый. Думаю, что исходя из этого надо понимать все, что писал Толстой. У него нет однозначно плохих и хороших людей. У Анны, Вронского, Каренина сложные характеры. В этом и есть разница между великими писателями и не великими. У не великих персонажи плоские, а у Толстого — объемные…
Анна — и прекрасна, и отвратительна, и порочна, и целомудренна. В ней все есть, в этом ее прелесть и поэтому она так привлекательна. Поэтому у романа столько экранизаций, столько читателей. Недавно в Америке «Анну Каренину» издали в новом переводе, тираж в 800 тысяч экземпляров раскупили в течение двух недель. Кстати, я не уверен, что у нас было бы то же самое…
— Какие критерии для вас были определяющими во время кастинга на главные роли?
— Мы искали актеров, близких по возрасту толстовским героям. Анна и Вронский — совсем молодые люди, потому и взаимоотношения были такими. И я не думаю, что женщина в 40 лет могла сделать то, что сделала Анна… У нас сложилась традиция, что Каренин — возрастной персонаж, а
Максим Матвеев: «Мой Вронский — мальчишка, ребенок…»
— Признаюсь, я специально перед съемками не смотрел ни одной экранизации «Анны Карениной» — для того, чтобы постараться увидеть эту историю свежим взглядом,— говорит Максим Матвеев.
— А ваш Вронский — какой он?
— Он разный. Человек, принадлежащий к определенной прослойке общества, воспитанный определенным образом, имеющий определенные взгляды на семейную жизнь. Если бы на его месте был другой — история повернулась бы
— Вам помогает то, что вы работаете в этом проекте вместе с женой?
— Да, конечно, это очень комфортно. Нам не нужно проходить этап настройки, и та степень доверия, которая у нас уже есть на съемочной площадке, вряд ли была бы возможна с другим партнером. На самом деле это здорово…
Елизавета Боярская: «Каждая женщина в душе — Анна Каренина»
— Какая она — моя Анна Каренина? Пока сложно сказать — экран покажет. Во время самого первого прочтения у меня было одно впечатление, когда читала роман в более старшем возрасте — другое, в период подготовки к съемкам — третье, во время съемок оно тоже изменилось… А монтаж покажет еще
У нас есть
Эта история не имеет временных границ, поэтому она всегда актуальна. Страсть, ревность, любовь к ребенку — все это было понятно тогда и понятно сейчас. Все это понятно каждой женщине, и каждая считает себя в душе Анной Карениной.