Воспитаны поколением победителей
11 апреля 2025 05:13

Автор: Антон БЫЧКОВ, Тамара ГОЛОВИНА
Фото: авторов и из семейных архивов героинь публикации
Сегодня мы вспоминаем о событиях Великой Отечественной не с её участниками и ветеранами трудового фронта и даже не с подростками, стоявшими в сороковые годы у станков, рывшими окопы и партизанившими вместе со взрослыми. Одна из наших героинь, Эмма Викторовна Чуркина, родилась в 1939 году, вторая — Лариса Аркадьевна Пронина — накануне Победы, 31 марта
Старые альбомы
В молодости и даже в зрелом возрасте мы несёмся по жизни, мало задумываясь о её смысле и сути событий, о своих поступках и откликах на них тех, кто рядом, часто не понимая, что ход судьбы зависит во многом от старта и людей, прорисовывающих её векторы.
А вот в годы, становящиеся богатством, вглядевшись в прошлое, оцениваем ушедшие где с сожалением, а где — с теплотой.
Лариса Аркадьевна Пронина с радостью достает по просьбе корреспондента альбомы фотографий, хранящих значимые вехи её жизни. И за рассказом о семье, в которой родилась и выросла, о своем муже, детях, внуках и правнуке, особо обращает внимание на страницы с аккуратно вклеенными фотографиями, рассказывающими о её трудовой судьбе, о тех годах, что связаны с Тульским центром стандартизации и метрологии.
Она, заслуженный метролог Российской Федерации, ветеран труда, с благодарностью к каждому, изображенному на снимках, говорит о своей
Детство тульской девчонки было далеко не безоблачным. Её отец Аркадий Викторович Марков, работавший помощником машиниста на железной дороге, умер, когда его дочери Ларисе было всего четыре года, а её старшему брату Адольфу — 13 лет. Семья после смерти отца переехала с улицы Фрунзе к родителям мамы Марии Степановны в дом сталинской постройки на улице Дмитрия Ульянова. Дед Степан Феофанович Огнев, как и её отец, тоже был железнодорожником. А его сына и маминого брата Александра Степановича Огнева знала вся Страна Советов.
Лариса Аркадьевна помнит, как семья гордилась его успехами. Начав трудовой путь в Тульском паровозном депо помощником машиниста, он стал одним из лучших по показателям работы в стране, в числе лидеров стахановского движения, мастером скоростного движения поездов. В 1938 году Александра Огнева назначают начальником Дзержинской железной дороги, а затем — главным ревизором Центрального управления паровозного хозяйства. В годы Великой Отечественной на нём лежала гигантская ответственность за транспортировку грузов, снарядов, военной техники, и в первую очередь за организацию перевозки бойцов и гражданских лиц.
Он был избран депутатом Верховного Совета СССР первого созыва, запечатлен на фото в числе делегатов съезда рядом с руководителями Советского Союза — Сталиным, Калининым, Молотовым, Ворошиловым и другими. Собственно говоря, высокое положение Александра Огнева многое объясняло в отношении к его близким в Туле. Когда его сестра Мария Маркова эвакуировалась с сынишкой в Курган, то железнодорожники, приезжающие в этот город из Тулы, проведывали её и привозили новости. Они в декабре 1941 года сообщили о разгроме немцев, и Мария Степановна вернулась с сынишкой домой.
— Они приехали, а Тулу бесконечно бомбили, — вспоминает рассказы мамы Лариса Аркадьевна. — По железнодорожным узлам фашисты били нещадно, а так как мы жили рядом с нынешним Московским вокзалом, то без конца прятались в подвале дома. Но мама всегда отмечала соседскую взаимопомощь и дружбу. А ещё рассказывала о том, как она и соседки забирали стирать из депо бельё машинистов. После войны она работала лаборантом в одной из структур железной дороги.
— Казалось бы, следуя семейным традициям, и вы должны были стать железнодорожницей.
— После окончания школы я поступила в техникум, стала специалистом по металлообработке резанием. В 18 лет пришла лаборантом в литейный цех ТОЗа, затем работала в Конструкторском бюро фабрики «Мелодия». А в 1968 году устроилась инженером в Тульскую лабораторию государственного надзора в отдел линейно-угловых измерений, который и сейчас остается моим вторым домом. Душа по-прежнему с коллективом, людьми, ставшими мне родными и в деле, и в горе, и в радости...
Лариса Аркадьевна с огромной благодарностью вспоминает своих наставников Полину Семёновну Платонову и Галину Павловну Полухину, а также директора центра Вячеслава Степановича Сизова, чуткого и отзывчивого человека. Когда у неё возникла острая необходимость помочь дочери в разрешении сложных семейных проблем (нужно было до определения недавно родившейся внучки в ясли о ней позаботиться), Вячеслав Степанович отговорил специалиста от увольнения, разрешив оформить неполный рабочий день по уходу за ребёнком...
Благодарна за поддержку Л. А. Пронина и сегодняшнему генеральному директору ФБУ «Приокский ЦСМ» Д. И. Благовещенскому.
— Дмитрий Иванович очень внимательно относится к ветеранам, — говорит Лариса Аркадьевна. — Собирает нас на День метрологии, поздравляет с праздниками. Особое спасибо ему за помощь во время моей госпитализации в московскую клинику по поводу операции на позвоночнике. Не могу не сказать и об огромной любви к моему коллективу, где есть и мои воспитанницы Елена Робертовна Воронина — руководитель отдела поверки геометрических си, Александра Сергеевна Давыдова и другие опытные и знающие специалисты и замечательные люди.
Если бы знали, как тепло они меня поздравили с днем
Лариса Аркадьевна и сама человек неординарный. О ведущем метрологе в её коллективе говорят как о специалисте экстра-класса и Человеке с большой буквы. А ещё о её стойкости и мужестве. Более восьми лет она самоотверженно ухаживает за больным мужем, бывшим подводником, который прикован к постели и не может говорить. И это притом что у неё самой — титановые пластины в шее и позвоночнике. А она не унывает — увлекается вышивкой, общается с друзьями детства и юности, не забывает родной коллектив.
— Надо жить! Я нужна мужу, детям, друзьям, своим девчонкам в ЦСМ. И их отношение ко мне согревает, поднимает настроение, поддерживает силы так, как в послевоенные годы атмосфера доброжелательности и добрососедства, сопереживания чужой боли и увлеченности общим делом, — говорит Лариса Аркадьевна. — И я очень хочу, чтобы всё в моей семье, у моих внуков и правнучки, друзей и коллег было хорошо. И всем желаю благополучия, здоровья и мира!
Патриот — тот, кто делу служит
Эмме Викторовне Чуркиной к началу Великой Отечественной было всего полтора года. И конечно, о том, какая беда пришла в Тулу, она помнит по рассказам родителей.
— Мама говорила, что жили мы до войны бедно. А в войну и того хуже. Немцы бомбили так, что из дома у Московского вокзала страшно было выйти. Бабушка брала меня на руки и несла в подвал, где мы прятались, — говорит Э. В. Чуркина. — Во время Великой Отечественной погиб мой двоюродный брат. Его призвали в армию, но поезд, в котором он ехал на фронт, попал под обстрел. А вот то, что у мамы украли продовольственные карточки, я уже помню, как и беспрестанное чувство голода.Но мы всё пережили и вернулись к мирной жизни.
Эмма Викторовна подчёркивает, что она — из простой рабочей семьи. Её мама в годы войны трудилась в прачечной, стирала бельё красноармейцев, а после войны работала в театре. Дед многие годы отдал Тульскому оружейному заводу, где был столяром. Отец трудился там же. В период Великой Отечественной войны эвакуировался на Урал, туда перевезли часть оборудования и уехали сотрудники. Вернулся он в Тулу в 1947 году и продолжил работать на ТОЗе.
В том же году Эмма пошла в первый класс.
— Окончив школу, я в течение двух лет пыталась поступить в медицинский вуз, но не хватало баллов. Смогла пройти по конкурсу в горный институт. Однако факультет после нескольких занятий решили закрыть, а нам вернули документы. Я поступила в техникум, после получения диплома работала на Туламашзаводе, где была контролёром. Затем занималась поверкой оптического оборудования в тесном контакте со специалистами Тульской лаборатории государственного надзора (сейчас Центр стандартизации и метрологии. — Прим. ред.). Случилось так, что в центре бывала довольно часто и в какой-то момент меня пригласили в штат, — вспоминает Эмма Викторовна.
Новое место стало её судьбой — здесь она проработала 30 лет, с
— Работать в ЦСМ было всегда интересно. У нас сформировался дружный коллектив, мы вместе решали задачи, испытывали новые технологии в деле. Стали одной большой трудовой семьёй — ездили в командировки вместе, на отдых, ходили в театр. И было неважно — начальник ты или подчинённый, все работали слаженно и командно, — вспоминает Э. В. Чуркина.
Сын Эммы Викторовны работал на Тулаточмаше. Но его не стало в прошлом году из-за осложнений после коронавируса.
Эмму Викторовну в беде не оставили ни близкие, ни коллеги по ЦСМ. В нем забота о ветеранах всегда была в приоритете. Здесь ценят их вклад в общее дело, а навыки и опыт специалистов были и будут неиссякаемым источником знаний для молодых сотрудников, тех, кто нуждается в мудром слове и дельном совете.
— Так уж вышло, что мне пришлось уйти из-за непростых семейных обстоятельств. Маму парализовало, нужно было заботиться о ней. Но, несмотря на мой уход с работы, коллеги не оставили меня одну. Я получала и получаю от них поддержку, меня часто зовут на разные мероприятия, поздравляют c праздниками, приезжают с подарками. Молодые работники звонят, просят совета, перенимают опыт. Часто рассказывают о достижениях ЦСМ, его техпереоснащении новым оборудованием и расширяющихся возможностях. Мне жизнь коллектива интересна, ведь столько лет сама с энтузиазмом работала, — говорит наша собеседница. — И я рада, что он из тульского стал по сути федеральным. Под его крылом сегодня — несколько регионов.
* * *
Тула всегда была городом работящим — династии оружейников, металлургов, инженеров и сейчас верно трудятся на благо нашей страны, передавая накопленные знания будущим поколениям — тем, что займут их места. Те, кто по зову сердца хранил верность профессии, многолетним трудом доказывая свою преданность любимому делу, всегда вызывали особое уважение среди горожан. Туляки, которые и в бою, и в работе умельцы, знают, что патриоты — это люди, ответственно и с душой служащие делу во благо Родины.
И о них мы рассказываем на страницах «Молодого коммунара».