Цирковая карусель в Туле остановилась
11 июня 2020 00:10
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИК
Тульский государственный цирк
Искусство и индустрия
Цирковая жизнь устроена специфическим образом, по принципу карусели: труппы переезжают из города в город, сменяя друг друга на манеже. Сейчас впервые за долгие годы этот конвейер остановился.
— В первые дни введения ограничений часть артистов, участвующих в программе «Шоу фонтанов», уехала — в основном те, у кого была такая возможность,— рассказывает директор филиала ФКП «Росгосцирк» «Тульский государственный цирк» Олег Абрамов.— Например, девушки из кордебалета. Однако многие были вынуждены остаться. Например, дрессировщики: они же не могут бросить своих животных. В настоящее время в цирковой гостинице живут 30 человек…
Дрессированные животные содержатся в зверинце Тульского цирка: 14 львов, три морских льва, волки, собачки и попугаи.
Также осталось в Туле сложное оборудование весом в 350 тонн, благодаря которому манеж превращается в бассейн с бьющими из воды фонтанами высотой до 22 метров. Перед открытием программы его монтировали две недели и сейчас решили не разбирать: артисты надеются, что в сентябре можно будет вернуться к нормальному режиму работы и возобновить выступления.
При этом тяжело всем, ведь цирк — это не только искусство, но и индустрия.
— Мы благодарны Росгосцирку: всё это время сотрудники нашего учреждения получают зарплату, нам выделяют деньги на оплату коммунальных услуг и закупку кормов для животных,— отмечает Олег Владимирович.— В штате Тульского цирка артистов нет, а вообще именно они оказались в наиболее сложной ситуации…
Как прокормить 14 львов
Олег Абрамов поясняет: часть артистов шоу работает в структуре Росгосцирка, соответственно, им платят базовый оклад, а дрессированных животных, с которыми они работают, обеспечивают кормами. Значительно тяжелее сотрудникам частных цирковых компаний. Среди них — известный дрессировщик львов, неоднократный победитель самых престижных цирковых фестивалей, обладатель «Серебряного клоуна» в
— Вынужденный простой переживаю очень тяжело,— признаётся Владислав Гончаров.— С экономической точки зрения ситуация неопределенная. Надо содержать семью, платить зарплату двум ассистентам, думать о том, чем кормить животных. Пока нас обеспечивает коммерческая компания, в которой я работаю, что будет дальше — неизвестно…
Затраты у дрессировщика огромные: прокормить хищников непросто. Каждый съедает в день 6–7 килограммов мяса, исключительно говядины — свинина противопоказана, слишком жирный продукт. Кроме того, время от времени животным необходимо подбрасывать «живой корм»: например, куриц или кроликов. Экономить на еде нельзя: от сбоев в режиме питания животные начинают терять тонус и болеть. На гастролях в Китае гончаровских львов пришлось кормить размороженным мясом за неимением парного — в результате они начали лысеть… В общей сложности только на еду для 14 хищников приходиться тратить минимум 450 тысяч рублей в месяц.
…Гончаров стал цирковым артистом неожиданно для самого себя. После армии он устроился администратором в Читинский цирк, влюбился в гимнастку Милену, женился, потом увлекся дрессурой. Владислав — автор собственной школы: работает только с самцами, выходит на манеж без длинного стека и сумки с кормом, становится к хищникам спиной. Делает уникальные трюки: например, таскает на своих плечах почти
— Я приехал в Тулу в конце января, когда мы готовились открывать шоу. С тех пор ни разу не уезжал из вашего города, с животными бываю каждый день — они должны знать, что я их помню, люблю,— говорит В. Гончаров.— Львам тоже тяжело, ведь изменился их обычный ритм жизни. Они привыкли к репетициям, представлениям
У попугаев всё по графику
Скучают без зрителей и попугаи ара — питомцы Дарьи и Александра Оноприенко. Даша и Александр пришли в цирк в качестве танцоров балета. Познакомились в Киеве, начали встречаться в Тбилиси, 14 лет назад впервые попробовали работать с попугаями в Астане. С тех пор объездили с гастролями множество российских городов, а вот в Туле — в первый раз, но так получилось, что надолго. Им нравится наш город, нравится Тульская православная гимназия, в которой заканчивал третий класс их сын Данила.
— Мы решили работать с попугаями ара, потому что это удивительные птицы. Очень красивые, умные — считается, что у них интеллект четырехлетнего ребенка,— поясняет Александр.
— У каждого из наших попугаев — свой характер,— вступает в беседу Дарья.— Вот это — Филипп, он самый спокойный. А вообще они очень разные, работают и дружат парами, ревнуют «коллег» к манежу. Всегда забавно наблюдать, как попугаи готовятся к выходу: они уже знают музыку предыдущего номера, и когда она звучит, начинают переступать ногами…
Александр и Дарья работают в Росгосцирке, так что зарплата им гарантирована. Испанский зерновой корм, специально предназначенный для попугаев ара, по заявке Оноприенко закупает частная компания. Свежие овощи и фрукты тоже — их дрессировщики, прежде чем дать птицам, проверяют на токсины.
В самоизоляции попугаи живут по графику. Каждый день в 10 утра — уборка, кормежка. Потом — пара часов свободного времени, можно немного полетать, потусоваться, «выяснить отношения». Сейчас, когда ограничения смягчили, в расписание вернулись полуторачасовые репетиции. Ара, как и любым артистам, необходимо поддерживать форму: они с видимым удовольствием съезжают с горки, катают велотележку, перелетают со стойки на стойку…
— Мы действительно возобновили репетиционный процесс, при этом соблюдаем все необходимые меры: артисты выходят на манеж по графику, в масках. В цирке регулярно проводится дезинфекция,— подчеркивает Олег Абрамов.— Мы очень надеемся открыться в сентябре, чтобы вновь дарить радость нашему любимому тульскому зрителю…