«Сатана ликующий» и резолюция мясников
08 декабря 2017 00:00
Автор: Сергей ТИМОФЕЕВ
Оставаясь верной низложенному правительству, не
Избирательные квартиры
Оно, согласно тексту одной из листовок, считалось единственным «решительным средством побороть большевиков». Созданное в результате Октябрьской революции частично признанное временное
«Тульская Городская Управа настоящим доводит до всеобщего сведения,— говорилось в сообщении,— что выборы членов Учредительного Собрания от города Тулы будут происходить 19, 20 и 21 ноября (2, 3 и 4 декабря) сего [1917 ] года. Конверты с избирательными записками будут приниматься от
До сегодняшнего дня сохранились здания, где располагались те самые избирательные квартиры: № 13 — Реальное училище (Красноармейский
Волеизъявление граждан происходило следующим образом. Избиратели, внесенные в избирательные списки, в преддверии дня голосования должны были обзавестись удостоверениями для явки на выборы. Впервые в истории страны не получившие удостоверения заранее или утерявшие таковые могли взять их непосредственно в день голосования, что расценивалось как существенная демократизация избирательного процесса. Далее человек обменивал явочное удостоверение на лист с девятью бюллетенями — списками кандидатов, представляющих различные избирательные объединения. С помощью ножниц понравившийся бюллетень вырезался и упаковывался в конверт, который затем опускался в опечатанный ящик (избирательную урну).
Тула — большевистская
Несмотря на многие месяцы ожидания и пророчества невиданной массовости волеизъявления, явка на выборах в Учредительное собрание по Туле оказалась низкой — всего 38% от 90 тысяч избирателей. Для сравнения: летняя 1917 года кампания в Тульскую городскую думу подвигла проявить гражданскую активность 57% туляков. В целом же по стране в выборах приняли участие менее 50% избирателей (44,5 млн из 90 млн, имеющих право голоса).
Результаты голосования в Туле подсчитали быстро, чего нельзя сказать о губернии — телеграммы с данными из уездов приходили, обрабатывались и обобщались вплоть до 12 (25) декабря 1917 года.
Итоги выборов «Тульская молва» опубликовала 23 ноября (6 декабря) 1917 года. С результатом в 12 058 голосов (34,04%) победу в губернском центре одержали большевики. Следом шли сторонники возвращения монархии и злейшие враги большевиков — конституционные демократы (кадеты), за них отдали свои голоса 8 297 человек (23,43%). Замыкали тройку победителей с результатом в 4 998 голосов (14,11%) меньшевики, имеющие на тот момент большинство в Совете рабочих и солдатских депутатов, исполкоме общественных организаций, существенные позиции в Тульской городской думе и два ключевых поста — губернского комиссара и городского головы. «Совершенно непонятен провал меньшевиков, собравших едва 5 тыс. голосов»,— прокомментировала итоги выборов «Тульская молва».
Деревня — эсеровская
Результаты голосования по губернии в целом стали известны 13 (26) декабря 1917 года. «Тульская молва» сообщает: «Всего подано по губернии 538 866 записок (избирательных бюллетеней.— С. Т. ). По списку № 1
Персонально по списку № 1
Навстречу новому миру?
Но до событий в Таврическом дворце оставалось еще больше месяца, поэтому будущее нашим предкам представлялось иначе, оно ассоциировалось не с большевиками, получившими по Тульской губернии и в целом по стране выборное «серебро», а с «золотыми медалистами» — эсерами. В городах и селах последние организовывали демонстрации, летучие митинги и даже предлагали сделать день открытия Учредительного собрания Всероссийским национальным праздником на все времена.
Демонстрация рабочих под знаменем губернского комитета партии
«Около часа дня манифестация прибыла к помещению городской управы,— описывал происходящее корреспондент „Тульской молвы“.— К манифестантам вышел городской голова К. А. Зажурило и бывшие в управе члены управы. Городской голова в своих словах указал на то, что сегодняшний день является величайшим днем в истории России и всего человечества, так как открытие Учредительного собрания укрепит демократический строй в стране, и дальше подчеркнул то единодушие, которое обнаружилось между городским самоуправлением и товарищами рабочими…»
В тот же день, 28 ноября (11 декабря) 1917 года, «ура» Учредительному собранию прокричали и рабочие городской скотобойни. В отличие от служащих других учреждений, гуляющих по Туле, мясники ввиду того, «что приостановка работы может нарушить правильное снабжение населения города и расквартированные воинские части мясом», на общем собрании постановили «работу производить, но только до 12 часов». Так что, сменив по окончании короткого дня заляпанные кровью фартуки на зимние пальто, «работники ножа и топора» в красных бантах двинулись навстречу новому миру.